Детская литература

image

     В первое послевоенное десятилетие, таким образом, значитель­ных в содержательном и художественном аспектах повестей о сов­ременности в русской казахстанской литературе создано не было, хотя попытки в этом направлении делались. Появившиеся книги этого жанра были, в сущности, пробой пера, первым опытом в про­зе. Такие писатели, как Д. Снегин, В. Ванюшин, Дм. Черепанов, в последующий период создадут еще ряд произведений крупных жанров прозы, вырастут как писатели.

     Интересной, крепнущей ветвью литературного древа в русской казахстанской прозе послевоенного десятилетия становится лите­ратура для детей и о детях. Ее тематика широка и разнообразна. Здесь мы видим повести и о периоде гражданской войны, и о Ве­ликой Отечественной войне, и приключенческие, и научно-фантас­тические.

     Андрей Дубицкий свою повесть «Родина не забудет» посвя­щает «Светлой памяти юного героя-чапаевца Миши Гаврилова». В ней он рассказывает о боевых подвигах одного из верных сынов народа — подростка из Приуралья Миши Гаврилова, отдавшего свою жизнь во имя революционного преобразования действитель­ности. Сама жизнь Миши определила его социальные симпатии и антипатии и привела в лагерь красных, в дивизию Чапаева. В по­вести нашли отражение некоторые реальные события, но наряду с этим автор широко прибегает к вымыслу. И это закономерно: ведь важна не фотографическая точность изображаемого, а соци­ально-историческая правда. Но вместе с тем отображаемое должно быть психологически убедительно, а это писателю не всегда уда­ется.

     Достоинством автора повести является стремление при обри­совке юного героя смотреть на действительность его глазами. Од­нако он наделяет его таким глубоким пониманием социально-исто­рических событий, такими обширными знаниями деятелей револю­ции и ее врагов, что в это плохо верится. И это как-то подрывает доверие к изображаемому, придает произведению оттенок условно­сти и надуманности.