Главный герой и сюжет

image

     В книге воспроизведена история детства, молодости, зрелости Садыка Ахметова и не схожих по характеру его сверстников. Чи­татель узнает, что, рано лишившись своих родителей, молодой Са­дык вынужден работать дворником, батраком. Работая «в людях», юный герой одновременно учится; он стремится понять окружаю­щий мир, отличить добро от зла; в его душе зреет гуманное отно­шение к людям труда, те черты и качества, которые впоследствии обнаружатся более ярко.

     На формирование характера Садыка Ахметова, его мировос­приятие положительное влияние оказали революционно настроен­ные представители молодежи: Максимов, Иван Гарин, рабочий Данчо, учитель Николай Яковлевич. Они помогли ему встать на верный путь. Сначала он жадно впитывает увиденное, услышан­ное. Затем у Садыка появляется желание не стоять в стороне, а что-то делать. Писательница передает в форме несобственно-пря­мой речи переживания, чувства молодого героя, его ненависть к степным угнетателям типа Умурджана: «Ненависть, отчаяние, гнев закипели в молодом сердце Садыка. Убить бы Умурджаиа, этого сытого, страшного в своей звериной сытости человека… Молчать, терпеть? До смерти? Или до каких пор? «Надо побывать в горо­де», — решил он». Его душа мечется, страдает, ищет, жаждет со­противления.

     В дальнейшем движении сюжета правомерно видное место уде­лено изображению взаимосвязи обстоятельств и человека. Принци­пиальная дружба, совместные действия Садыка Ахметова с Андре­ем Васильевым, Максимовым и другими в подполье, а затем в Совете, в полковом комитете в Саратове были жизненной школой для него и для тех, кто боролся за революционное преобразование социальной действительности, за новые общественные отношения.

     Книга рассказывает о передовой молодежи, которой прису­щи жажда борьбы за свободу, за лучшее будущее, ненависть ко всему тому, что тормозит движение вперед.

     Труден и драматичен путь Садыка и других героев. Он связан с острой классовой борьбой, с созданием новой жизни. Главный герой романа духовно растет, его характер закаляется в процессе участия в выполнении важных социально-политических дел, в борь­бе против врагов Советской власти. Он размышляет о своем наро­де, о долге перед ним, мечтает учиться, следуя заветам Ленина.

     В эпилоге сообщается, что спустя несколько лет Садык возвра­тился в свой родной край, что он встретился с дочкой Шарипой и ее воспитательницей Анной Ивановной и затем в Кзыл-Орде как видный работник выступает на республиканском совещании.

     Черты эксплуататоров впечатляюще воплощены в образах купцов Назарова и Агибалова, бая Умурджана, этих хитрых, ко­варных, внутренне опустошенных людей, для которых все средства хороши в достижении личной выгоды. Из авторского повествова­ния мы узнаем, что попытка этих враждебных элементов повернуть развитие событий вспять провалилась.

     По справедливому замечанию Д. Маркова, «критерий оценки художественных явлений — это прежде всего выраженная в них концепция человеческой личности. С нею связано все: и характер конфликтов и развитие сюжета, и, пожалуй, вообще вся система образности. Концепция человека — это тот центр, откуда исходит и куда сходятся все составные элементы произведения».

     В книге А. Мухаревой некоторые характеры очерчены бегло, поверхностно, лишены ярких индивидуальных черт. Это можно сказать, например, об Иване Гарине. Поначалу он предстает как один из активных вожаков молодежи, отбывает ссылку, впоследст­вии, после Февральской революции, становится эсером. Причем изменение мировоззрения этого персонажа убедительно не показа­но. Образ представителя ревкома Саламана также не раскрыт достаточно полно.


Старинный центр Ханоя

Основной мотив

     Одним из основных мотивов «Крыльев песни» является идея дружбы между русским и казахским народами. Устами своего героя писатель утверждает: Русский брат меня встретил, казаха, степного певца, — В задушевной беседе мы откр…[-->]

Стиль

     Стиль разбираемого произведения определяется эпическим по­вествованием, которое зачастую становится публицистически за­остренным, и авторскими отступлениями. Встречаются размышле­ния о поворотных моментах в жизни…[-->]

Проблема нового человека

     Художественно разработана проблема нового человека, пред­ставителя трудовой казахской интеллигенции, в лице Токаша Бокина, одного из центральных героев романа, выходца из бедняцкой семьи, воспитанника Верненской гимназии…[-->]

Основные образы

     Автор рисует сцену мастерского исполнения Амре Кашаубаевым казахских народных песен, вызвавших всеобщее восхищение. С помощью точных слов, метких сравнений и метафор он оттеняет их национальный колорит. «Сила голоса певца на…[-->]

Образ ученого Семенова

     П. Кузнецов воссоздал лаконичный, но яркий образ извест­ного русского ученого Семенова. Он предстает как гуманист, побор­ник справедливости, защитник интересов простых людей. Благода­ря смелому вмешательству Семе…[-->]

Роман Н. Анова «Крылья песни»

     В 1956 году вышел новый исторический роман Н. Анова «Крылья песни», переизданный в 1975 году без существенных изменений.      Писатель воспроизводит историческую обстановку середины 20-х годов нашего век…[-->]