Главный герой и сюжет

image

     В книге воспроизведена история детства, молодости, зрелости Садыка Ахметова и не схожих по характеру его сверстников. Чи­татель узнает, что, рано лишившись своих родителей, молодой Са­дык вынужден работать дворником, батраком. Работая «в людях», юный герой одновременно учится; он стремится понять окружаю­щий мир, отличить добро от зла; в его душе зреет гуманное отно­шение к людям труда, те черты и качества, которые впоследствии обнаружатся более ярко.

     На формирование характера Садыка Ахметова, его мировос­приятие положительное влияние оказали революционно настроен­ные представители молодежи: Максимов, Иван Гарин, рабочий Данчо, учитель Николай Яковлевич. Они помогли ему встать на верный путь. Сначала он жадно впитывает увиденное, услышан­ное. Затем у Садыка появляется желание не стоять в стороне, а что-то делать. Писательница передает в форме несобственно-пря­мой речи переживания, чувства молодого героя, его ненависть к степным угнетателям типа Умурджана: «Ненависть, отчаяние, гнев закипели в молодом сердце Садыка. Убить бы Умурджаиа, этого сытого, страшного в своей звериной сытости человека… Молчать, терпеть? До смерти? Или до каких пор? «Надо побывать в горо­де», — решил он». Его душа мечется, страдает, ищет, жаждет со­противления.

     В дальнейшем движении сюжета правомерно видное место уде­лено изображению взаимосвязи обстоятельств и человека. Принци­пиальная дружба, совместные действия Садыка Ахметова с Андре­ем Васильевым, Максимовым и другими в подполье, а затем в Совете, в полковом комитете в Саратове были жизненной школой для него и для тех, кто боролся за революционное преобразование социальной действительности, за новые общественные отношения.

     Книга рассказывает о передовой молодежи, которой прису­щи жажда борьбы за свободу, за лучшее будущее, ненависть ко всему тому, что тормозит движение вперед.

     Труден и драматичен путь Садыка и других героев. Он связан с острой классовой борьбой, с созданием новой жизни. Главный герой романа духовно растет, его характер закаляется в процессе участия в выполнении важных социально-политических дел, в борь­бе против врагов Советской власти. Он размышляет о своем наро­де, о долге перед ним, мечтает учиться, следуя заветам Ленина.

     В эпилоге сообщается, что спустя несколько лет Садык возвра­тился в свой родной край, что он встретился с дочкой Шарипой и ее воспитательницей Анной Ивановной и затем в Кзыл-Орде как видный работник выступает на республиканском совещании.

     Черты эксплуататоров впечатляюще воплощены в образах купцов Назарова и Агибалова, бая Умурджана, этих хитрых, ко­варных, внутренне опустошенных людей, для которых все средства хороши в достижении личной выгоды. Из авторского повествова­ния мы узнаем, что попытка этих враждебных элементов повернуть развитие событий вспять провалилась.

     По справедливому замечанию Д. Маркова, «критерий оценки художественных явлений — это прежде всего выраженная в них концепция человеческой личности. С нею связано все: и характер конфликтов и развитие сюжета, и, пожалуй, вообще вся система образности. Концепция человека — это тот центр, откуда исходит и куда сходятся все составные элементы произведения».

     В книге А. Мухаревой некоторые характеры очерчены бегло, поверхностно, лишены ярких индивидуальных черт. Это можно сказать, например, об Иване Гарине. Поначалу он предстает как один из активных вожаков молодежи, отбывает ссылку, впоследст­вии, после Февральской революции, становится эсером. Причем изменение мировоззрения этого персонажа убедительно не показа­но. Образ представителя ревкома Саламана также не раскрыт достаточно полно.


Старинный центр Ханоя

Сюжет

     Большое место в сюжетной структуре книги «Человек находит счастье» занимает образ главного героя. Кузнецов, опираясь на жизненную правду, показал воздействие самых различных факто­ров на формирование характера и мироощущ…[-->]

Рядовые люди

     Н. Анов показал и рядовых людей — русских солдат, еще не осознавших свою роль в движении общества. Запоминаются образ Прошкина, Пшеничникова, Демешина, Шапошникова и многих других, воплотивших в известной мере выносливость, …[-->]

Образы героев романа

     Образы главных героев романа нарисованы на основе прин­ципа историзма. Один из них — Оренбургский генерал-губерна­тор Перовский. Он предстает как преданная своим убеждениям и воинскому долгу, с противоречивым и сложн…[-->]

Проблема нового человека

     Художественно разработана проблема нового человека, пред­ставителя трудовой казахской интеллигенции, в лице Токаша Бокина, одного из центральных героев романа, выходца из бедняцкой семьи, воспитанника Верненской гимназии…[-->]

Роман Павла Кузнецова «Человек находит счастье»

     Роман другого казахстанского писателя Павла Кузнецова «Че­ловек находит счастье» (1953) относится к жанру историко-биографического. В нем повествуется о судьбе не только главного героя, но и народных масс, об их думах, ч…[-->]

Книга А. Мухаревой «Садык»

     Книга А. Мухаревой «Садык» (1952) по жанру — публицисти­ческий роман. Публицистичность выступает как один из основных элементов стилевой манеры и как средство композиционной струк­туры. Глазное в авторском повествова…[-->]