Истоки дружбы народов

image

     Наибольшей поэтической силы достиг Кузнецов, создавая образ Канадана, воплотившего в себе черты народного характера. Канадан — знаток бесчисленного множества сказок, песен, искус­ный кобызчи. Честность, доброта, любовь к человеку, умение ви­деть красоту природы, искусства — таков его духовный, нравствен­ный облик. И не случайно именно он дает в трудный для бедноты момент прозорливый совет — искать защиты у русских.

     Образ Канадана привлекает красотой души, любовью к жиз­ни, человеку, стремлением к правде и дружбе. Это народный ха­рактер, имеющий общечеловеческое значение.

     Дружба Джамбула, Канадана и других казахов с русскими крестьянами, Чокана Балиханова с представителями русской культуры олицетворяет истоки дружбы народов, начало перемен в казахской степи.

     В романе показано, как крепла дружба и в совместной борьбе против кокаидских феодалов и их наемников, вторгшихся в Семи­речье (в составе русского войска героически сражались казахские ополченцы), как крепла она в совместной борьбе против эксплуа­таторов. Кузнецов яркими штрихами рисует тяжелое положение русских-переселенцев. Им сочувствует казахская беднота. Устами персонажа писатель утверждает, что у трудового народа одна судьба, одни у него недуги, одно горе. Пробуждение классового самосознания русской и казахской бедноты, осознание ею классо­вых интересов — один из мотивов разбираемого произведения. Не случайно разрешение мотива: во время столкновения байских сто­ронников с русскими крестьянами казахские бедняки смело засту­пились за своих братьев по классу.

     У колыбели русско-казахской дружбы Кузнецов изображает Чокана Валиханова — первого казахского ученого и просветителя. Это он ратовал за приобщение своего народа к русской культуре. По признанию самого Чокана Валиханова, он счастлив тем, что жизнь открыла ему путь к светлым умам России. В этом отношении «Человек находит счастье» имеет преемственную связь с эпопеей «Путь Абая». Заводить дружбу с русскими, видеть в них братьев, учиться Всему прогрессивному, лучшему — таково наставление Чокана Валиханова своим соотечественникам. Его страстно волну­ет и тревожит исторический путь родного народа, но обнадежива­ет вера, что народ рано или поздно решит спор между угнетенны­ми и угнетателями в свою пользу. Он против власти тьмы, против предрассудков, консервативных обычаев и нравов.

     Таким образом, в изображении Кузнецова Чокан Валиханов предстает как самобытная яркая личность, убежденная в верности избранного им пути, устремленная в лучшее будущее. Писателю удалось раскрыть высокий духовный, нравственный мир Валиха­нова, олицетворяющего новое, прогрессивное в национальной дей­ствительности. И в этом видится творческое использование Кузне­цовым опыта М. Ауэзова, создавшего в облике Абдрахмана образ передового казахского интеллигента своего времени.

Роман Павла Кузнецова «Человек находит счастье»

     Роман другого казахстанского писателя Павла Кузнецова «Че­ловек находит счастье» (1953) относится к жанру историко-биографического. В нем повествуется о судьбе не только главного героя, но и народных масс, об их думах, ч…[-->]

Виноградов

     В книге Виноградов изображен как страстный пропагандист ленинских идей, призывающий к борьбе против царских чиновни­ков и баев, за свободу и справедливость: «Партия большевиков приведет все народы России к свободе и счас…[-->]

Своеобразие стиля романа

     Своеобразие стиля романа «Крылья песни» заключается в том, что неспешное, спокойное повествование сочетается с эмоциональ­ным. Автор передает особенности фразеологических оборотов, инто­нации в речи действующих лиц. …[-->]

Обострение классовых противоречий

     В развитии сюжетных линий писатель изображает обострение классовых противоречий в ауле. Скупыми, но выразительными штрихами Снегин рисует людей из среды казахской бедноты. Так, Ораз — человек умный, душевный, многое испытавш…[-->]

Стиль

     Стиль разбираемого произведения определяется эпическим по­вествованием, которое зачастую становится публицистически за­остренным, и авторскими отступлениями. Встречаются размышле­ния о поворотных моментах в жизни…[-->]

Рядовые люди

     Н. Анов показал и рядовых людей — русских солдат, еще не осознавших свою роль в движении общества. Запоминаются образ Прошкина, Пшеничникова, Демешина, Шапошникова и многих других, воплотивших в известной мере выносливость, …[-->]