Истоки дружбы народов

image

     Наибольшей поэтической силы достиг Кузнецов, создавая образ Канадана, воплотившего в себе черты народного характера. Канадан — знаток бесчисленного множества сказок, песен, искус­ный кобызчи. Честность, доброта, любовь к человеку, умение ви­деть красоту природы, искусства — таков его духовный, нравствен­ный облик. И не случайно именно он дает в трудный для бедноты момент прозорливый совет — искать защиты у русских.

     Образ Канадана привлекает красотой души, любовью к жиз­ни, человеку, стремлением к правде и дружбе. Это народный ха­рактер, имеющий общечеловеческое значение.

     Дружба Джамбула, Канадана и других казахов с русскими крестьянами, Чокана Балиханова с представителями русской культуры олицетворяет истоки дружбы народов, начало перемен в казахской степи.

     В романе показано, как крепла дружба и в совместной борьбе против кокаидских феодалов и их наемников, вторгшихся в Семи­речье (в составе русского войска героически сражались казахские ополченцы), как крепла она в совместной борьбе против эксплуа­таторов. Кузнецов яркими штрихами рисует тяжелое положение русских-переселенцев. Им сочувствует казахская беднота. Устами персонажа писатель утверждает, что у трудового народа одна судьба, одни у него недуги, одно горе. Пробуждение классового самосознания русской и казахской бедноты, осознание ею классо­вых интересов — один из мотивов разбираемого произведения. Не случайно разрешение мотива: во время столкновения байских сто­ронников с русскими крестьянами казахские бедняки смело засту­пились за своих братьев по классу.

     У колыбели русско-казахской дружбы Кузнецов изображает Чокана Валиханова — первого казахского ученого и просветителя. Это он ратовал за приобщение своего народа к русской культуре. По признанию самого Чокана Валиханова, он счастлив тем, что жизнь открыла ему путь к светлым умам России. В этом отношении «Человек находит счастье» имеет преемственную связь с эпопеей «Путь Абая». Заводить дружбу с русскими, видеть в них братьев, учиться Всему прогрессивному, лучшему — таково наставление Чокана Валиханова своим соотечественникам. Его страстно волну­ет и тревожит исторический путь родного народа, но обнадежива­ет вера, что народ рано или поздно решит спор между угнетенны­ми и угнетателями в свою пользу. Он против власти тьмы, против предрассудков, консервативных обычаев и нравов.

     Таким образом, в изображении Кузнецова Чокан Валиханов предстает как самобытная яркая личность, убежденная в верности избранного им пути, устремленная в лучшее будущее. Писателю удалось раскрыть высокий духовный, нравственный мир Валиха­нова, олицетворяющего новое, прогрессивное в национальной дей­ствительности. И в этом видится творческое использование Кузне­цовым опыта М. Ауэзова, создавшего в облике Абдрахмана образ передового казахского интеллигента своего времени.

Обострение классовых противоречий

     В развитии сюжетных линий писатель изображает обострение классовых противоречий в ауле. Скупыми, но выразительными штрихами Снегин рисует людей из среды казахской бедноты. Так, Ораз — человек умный, душевный, многое испытавш…[-->]

Роман Павла Кузнецова «Человек находит счастье»

     Роман другого казахстанского писателя Павла Кузнецова «Че­ловек находит счастье» (1953) относится к жанру историко-биографического. В нем повествуется о судьбе не только главного героя, но и народных масс, об их думах, ч…[-->]

Главный герой и сюжет

     В книге воспроизведена история детства, молодости, зрелости Садыка Ахметова и не схожих по характеру его сверстников. Чи­татель узнает, что, рано лишившись своих родителей, молодой Са­дык вынужден работать дворником,…[-->]

Книга А. Мухаревой «Садык»

     Книга А. Мухаревой «Садык» (1952) по жанру — публицисти­ческий роман. Публицистичность выступает как один из основных элементов стилевой манеры и как средство композиционной струк­туры. Глазное в авторском повествова…[-->]

Образы

     В книге прослежено пробуждение классового самосознания казахской и русской бедноты, их совместные выступления против эксплуататорской верхушки. Батыр Истыбай, кузнец Мажекен, ча­бан Мухамеджан, батыр Мамбет и другие джиг…[-->]

Яркие образы казахов

     Большим достоинством романов «Человек находит счастье» и «Крылья песни» являются яркие образы казахов. Они раскрыва­ются многогранно, правдиво, обрисованы как цельные националь­ные характеры.     …[-->]