Итоги

image

     В передовой статье «Задачи писателей Казахстана» альмана­ха «Казахстан» справедливо подчеркивалось, что «где бы ни был русский литератор, он обязан, как подлинный советский писатель, создавать полноценные художественные произведения, отвечающие требованиям партии, требованиям народа, требованиям всесоюзной литературы».

     В меру своих сил и возможностей русские казахстанские писа­тели искренне стремились рисовать действительность правдиво художественно выразительно. Их творческие усилия были направ­лены на решение важных и актуальных вопросов жизни — прошлого и современности, суровых военных лет и мирного послевоенного созидания. Повесть сыграла важную роль в психологической эстетической переориентации сознания и чувств художников и всего народа с военно-оборонной волны на нормальное течение жизни. В послевоенное десятилетие повесть заняла важное место в литературном процессе во всех братских советских республиках, ибо она обладала крайне важными особенно для того периода, ка­чествами: достаточной оперативностью и способностью выдвигать, а нередко и художественно впечатляюще решать существенные про­блемы действительности.

     Вся советская многонациональная литература развивается на общей идейной, социально-исторической и художественно-эстети­ческой основе. К близким темам, идеям, проблемам подводит общ­ность самой советской жизни наших народов. У русских казахстан­ских прозаиков сопричастность к судьбе народа нашла выражение прежде всего в обращении к теме войны. В произведениях Д. Оне­гина, С. Бакбергенова и П. Коляго судьбы литературных героев сли­ваются с судьбой всего народа, они несут в себе обобщающие, ти­пические черты. Послевоенный мирный труд прозаики показывают как продолжение ратного подвига. Достижением советской литера­туры является художественно-эстетическое освоение сферы свобод­ного труда в нашей стране как основы жизни, как вдохновенного творчества и действенного средства формирования характера че­ловека.

     Эстетический идеал в искусстве послевоенного десятилетия предполагал поэтизацию человека труда и сам труд. Передовой человек общества мыслился как прилежный труженик, энтузиаст производства, созидатель. В русской казахстанской прозе, как и во всей советской литературе, не случайно возникла своеобразная разновидность социально-бытовой повести — «производственная повесть», изображавшая дела и отношения людей в сфере произ­водства, а иногда и вторгавшаяся в область «технических» вопро­сов. Центральный конфликт повестей во многих случаях определял­ся главным образом производственными интересами и проблемами. Главной была проблема «человек и его дело», потому проблемы хозяйственно-экономические и технические нередко перерастали в духовно-нравственные.

     Одной из важных проблем в повестях русских писателей на­шей республики является проблема интернациональной сущности советских людей. Их герои — казахи и русские — плечом к плечу вместе с представителями других народов сражались с врагами Со­ветской власти в суровые годы гражданской войны и против фа­шистских захватчиков на фронтах Великой Отечественной войны рука об руку люди разных национальностей участвуют в созида­тельном труде во имя возрождения страны и ее дальнейшего раз­вития.

     Рассмотрение повестей, созданных русскими казахстанскими писателями в первое послевоенное десятилетие, показывает, что их авторы изображают действительность в ее революционном раз­витии, умеют отбирать, анализировать и обобщать факты, явле­ния, типизировать их, видеть ведущие тенденции нашей жизни. Все это свидетельствует о том, что они стремятся овладеть основными художественно-эстетическими принципами метода социалистиче­ского реализма.

Повесть «На дальних подступах»

     Д. Снегин и соответственно рассказчик в повести «На дальних подступах» в изображаемый отрезок времени прошли путь от ко­мандира батареи до командира артиллерийского дивизиона. И в пределах этих подразделений автор доволь…[-->]

Гали Нуржанов

     Вчерашний фронтовик Гали Нуржанов выступает против при­знаков некоторой расслабленности после одержанной над фашис­тами победы. «В нашем коллективе есть демобилизационные наст­роения: отвоевались, мол, теперь и о…[-->]

Повесть «Светлый край»

     После войны во всей советской многонациональной литерату­ре появляется немало книг о непростом процессе перехода к мирно­му труду. Мирная жизнь была настолько желанной и так не­сравнимой с тем, что фронтовикам и …[-->]

Комиссар Скоробогат-Лисовский

     Комиссар Скоробогат-Лисовский в повести Д. Снегина «На дальних подступах» является душой полка. Он всюду успевает побывать, всегда в курсе всех дел, постоянно оптимистически наст­роен, умеет ободрить воинов хорошим слово…[-->]

Высокие духовно-нравственные качества героев

     Писатель показал высокие духовно-нравственные качества своих героев. Ему важно не только то, что совершил тот или иной герой, но и как он это сделал. Цыганок даже не допускает мысли, что его поступок является героическим. Он…[-->]

Повесть

     В новую полосу своего развития вступила русская повесть Казахстана. Широко в ней представлены произведения о войне. Тему войны разрабатывали и опытные художники, и начавшие писать во время войны молодые литераторы, и многие …[-->]