Комиссар Скоробогат-Лисовский

image

     Комиссар Скоробогат-Лисовский в повести Д. Снегина «На дальних подступах» является душой полка. Он всюду успевает побывать, всегда в курсе всех дел, постоянно оптимистически наст­роен, умеет ободрить воинов хорошим словом, вселить в них веру в победу. Не зря бойцы говорят: «Отчего это так бывает, как он придет, так будто сила в душу приливает?»; «Одно сло­во — комиссар», — пробасит кто-нибудь за всех, и так светло станет в голове, такой огонь загорится в сердце, что ни немец, ни сам черт ничего с тобой не сделает в такую минуту». Менее удачно нарисован, как представляется, комиссар Логвиненко. Ав­тор уверяет, что это «неутомимой энергии и изобретательный че­ловек», но эти его качества проявляются странным образом: он са­мовольно с группой бойцов уходит в тыл врага, на три дня остав­ляет полк. Оправдывает комиссара писатель тем, что в ночном на­лете его группа уничтожила много фашистов и привела два «язы­ка», потеряв при этом только трех своих солдат. Однако такой не согласованный с командованием поступок Логвиненко едва ли мо­жет возвысить его.

    Известный советский писатель Вс. Иванов писал о повести «На дальних подступах»: «Дм. Снегин написал хорошую, правдивую и поэтическую книгу». Ее ценность в том, что написана она непо­средственным участником изображаемых событий, содержит мате­риал «из первых рук». Вскоре Снегин решает доработать повесть, свой первый опыт в крупном жанре прозы. В 1951 г. в Воениздате вышел ее новый вариант. В нем полнее и выразительнее обрисован облик генерала Панфилова, разностореннее и глубже показаны и его воинское умение и его человеческие качества. Автор освобож­дает произведение от случайного материала и отдельных не несу­щих определенной художественной нагрузки персонажей; некото­рым героям дает другие имена. Теперь повествование ведется от третьего лица, сам же автор скрылся под именем Дмитрия Берего­вого.

Жанр биографической повести

     Военная повесть в первое послевоенное десятилетие в русской казахстанской литературе была представлена не только произведе­ниями, созданными на основе собственного жизненного опыта пи­сателя, как у Д. Снегина, но и в…[-->]

Повесть

     В новую полосу своего развития вступила русская повесть Казахстана. Широко в ней представлены произведения о войне. Тему войны разрабатывали и опытные художники, и начавшие писать во время войны молодые литераторы, и многие …[-->]

Повесть «Зори над городом»

     О социальном поведении людей, их отношении к экономиче­ским, производственно-техническим проблемам рассказывает в своей повести «Зори над городом» Николай Пичугин. Действие в ней развертывается в первый послевоенный год.…[-->]

Повесть «Точка опоры»

     Отдельных писателей привлекла история колхозного строя. В 1952 году Василий Ванюшин публикует повесть «Точка опоры» о создании первых коллективных хозяйств. В ней параллельно ри­суются две разные по своей социальной сущн…[-->]

Итоги

     В передовой статье «Задачи писателей Казахстана» альмана­ха «Казахстан» справедливо подчеркивалось, что «где бы ни был русский литератор, он обязан, как подлинный советский писатель, создавать полноценные художественные …[-->]

Талгат

     Талгат показан на фронте в динамике. Он рос не только как мастер военного искусства; здесь продолжалось формирование его как личности, его гражданское, политическое, духовно-нравствен­ное созревание. Закономерным стало в…[-->]