Литература первого послевоенного десятиления

image

     Интерес к героическому прошлому народов нашей страны, выразившийся в годы войны, сказался на развитии романного жан­ра. Поиск параллелей героизма, проявленного в борьбе с захват­чиками, для понимания его истоков привел к преимущественному развитию исторического романа. Советская литература имела бо­гатую традицию разработки этого жанра.

     Еще в статье «О литературе» (1930) М. Горький писал, что «у нас создан подлинный и высокохудожественный исторический роман… превосходный роман А. Н. Толстого «Петр I», шелками вытканный «Разин Степан» Чапыгина, талантливая «Повесть о Болотникове» Георгия Шторма, два отличных, мастерских романа Ю. Тынянова — «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара» и еще не­сколько весьма значительных книг из эпохи Николая Первого»

     Художественная практика показывает, что роман способен изобразить широкую и полную картину социальной действитель­ности, существенные явления эпохи. В лучших произведениях исто­рической прозы человеческие судьбы исследуются в неразрывной связи с ходом истории и жизнью общества. Они заключаются в «воспроизведении действительности во всей ее нагой истине». Это согласуется с теми задачами романа, о которых писал В. Г. Бе­линский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года». Цель романа, по нему, «преимущественно… изображение картин общественности, поэтический анализ общественной жизни». Раз­витие жанра, по Белинскому, обусловлено тем, что он «всеми си­лами стремился к сближению с действительностью».

     В 1945—1955 годах казахстанские русские писатели опубли­ковали ряд произведений исторической прозы. Их характеризует разнообразие форм, творческих почерков авторов. Главные проб­лемы, поставленные в них, — история и личность, общество и лич­ность, связь истории с современностью, с ее идейно-эстетическими задачами. В них изображена казахстанская действительность, судьба народная показана через судьбу человеческую, созданы образы героев, отличающихся высокими нравственными качества­ми. В этом аспекте разберем заметные произведения романного жанра.


Возврат утраченных позиций английского империализма

Образы

     В книге прослежено пробуждение классового самосознания казахской и русской бедноты, их совместные выступления против эксплуататорской верхушки. Батыр Истыбай, кузнец Мажекен, ча­бан Мухамеджан, батыр Мамбет и другие джиг…[-->]

Рядовые люди

     Н. Анов показал и рядовых людей — русских солдат, еще не осознавших свою роль в движении общества. Запоминаются образ Прошкина, Пшеничникова, Демешина, Шапошникова и многих других, воплотивших в известной мере выносливость, …[-->]

Яркие образы казахов

     Большим достоинством романов «Человек находит счастье» и «Крылья песни» являются яркие образы казахов. Они раскрыва­ются многогранно, правдиво, обрисованы как цельные националь­ные характеры.     …[-->]

Проблема нового человека

     Художественно разработана проблема нового человека, пред­ставителя трудовой казахской интеллигенции, в лице Токаша Бокина, одного из центральных героев романа, выходца из бедняцкой семьи, воспитанника Верненской гимназии…[-->]

Основной мотив

     Одним из основных мотивов «Крыльев песни» является идея дружбы между русским и казахским народами. Устами своего героя писатель утверждает: Русский брат меня встретил, казаха, степного певца, — В задушевной беседе мы откр…[-->]

Роман Павла Кузнецова «Человек находит счастье»

     Роман другого казахстанского писателя Павла Кузнецова «Че­ловек находит счастье» (1953) относится к жанру историко-биографического. В нем повествуется о судьбе не только главного героя, но и народных масс, об их думах, ч…[-->]