Литература первого послевоенного десятиления

image

     Интерес к героическому прошлому народов нашей страны, выразившийся в годы войны, сказался на развитии романного жан­ра. Поиск параллелей героизма, проявленного в борьбе с захват­чиками, для понимания его истоков привел к преимущественному развитию исторического романа. Советская литература имела бо­гатую традицию разработки этого жанра.

     Еще в статье «О литературе» (1930) М. Горький писал, что «у нас создан подлинный и высокохудожественный исторический роман… превосходный роман А. Н. Толстого «Петр I», шелками вытканный «Разин Степан» Чапыгина, талантливая «Повесть о Болотникове» Георгия Шторма, два отличных, мастерских романа Ю. Тынянова — «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара» и еще не­сколько весьма значительных книг из эпохи Николая Первого»

     Художественная практика показывает, что роман способен изобразить широкую и полную картину социальной действитель­ности, существенные явления эпохи. В лучших произведениях исто­рической прозы человеческие судьбы исследуются в неразрывной связи с ходом истории и жизнью общества. Они заключаются в «воспроизведении действительности во всей ее нагой истине». Это согласуется с теми задачами романа, о которых писал В. Г. Бе­линский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года». Цель романа, по нему, «преимущественно… изображение картин общественности, поэтический анализ общественной жизни». Раз­витие жанра, по Белинскому, обусловлено тем, что он «всеми си­лами стремился к сближению с действительностью».

     В 1945—1955 годах казахстанские русские писатели опубли­ковали ряд произведений исторической прозы. Их характеризует разнообразие форм, творческих почерков авторов. Главные проб­лемы, поставленные в них, — история и личность, общество и лич­ность, связь истории с современностью, с ее идейно-эстетическими задачами. В них изображена казахстанская действительность, судьба народная показана через судьбу человеческую, созданы образы героев, отличающихся высокими нравственными качества­ми. В этом аспекте разберем заметные произведения романного жанра.

Главный герой и сюжет

     В книге воспроизведена история детства, молодости, зрелости Садыка Ахметова и не схожих по характеру его сверстников. Чи­татель узнает, что, рано лишившись своих родителей, молодой Са­дык вынужден работать дворником,…[-->]

Образы героев романа

     Образы главных героев романа нарисованы на основе прин­ципа историзма. Один из них — Оренбургский генерал-губерна­тор Перовский. Он предстает как преданная своим убеждениям и воинскому долгу, с противоречивым и сложн…[-->]

Роман Н. Анова «Ак-Мечеть»

     Роман Н. Анова «Ак-Мечеть» вышел в свет в 1948 году, ныне он выдержал пятое издание. В основу этого произведения легли исторические факты и события, судьбы реальных людей. Писатель показывает внутренние связи человека с его …[-->]

Роман Н. Анова «Крылья песни»

     В 1956 году вышел новый исторический роман Н. Анова «Крылья песни», переизданный в 1975 году без существенных изменений.      Писатель воспроизводит историческую обстановку середины 20-х годов нашего век…[-->]

Виноградов

     В книге Виноградов изображен как страстный пропагандист ленинских идей, призывающий к борьбе против царских чиновни­ков и баев, за свободу и справедливость: «Партия большевиков приведет все народы России к свободе и счас…[-->]

Книга А. Мухаревой «Садык»

     Книга А. Мухаревой «Садык» (1952) по жанру — публицисти­ческий роман. Публицистичность выступает как один из основных элементов стилевой манеры и как средство композиционной струк­туры. Глазное в авторском повествова…[-->]