Мотив любви к Казахстану

image

     Мотив любви к Казахстану, как к составной части великой со­циалистической державы, является ведущим в русской послевоен­ной поэзии республики. «Пою мое Отечество, республику мою» — этим эпиграфом к сборнику «Родные края» В. Копытин утверж­дает свое поэтическое кредо. «Нет мне края желаннее, чем край голубой Семиречье», — писал Д. Снегин.

«Никогда тобой не на­любуюсь,

Родина прекрасная моя»,

— утверждал Л. Кривощеков.

     Эмоциональное напряжение стиха, посвященного Казахстану, создается подбором метафор, сравнений, музыкально-эмоциональ­ными интонациями поэтических обращений: «О, Казахстан», «О, Семиречья, вечера», «Эге-ей, широки вы, степные просторы» и т. п. Поэтический образ Казахстана возникает благодаря традиционно­му употреблению эпитетов, характерных для казахской советской поэзии: Казахстан — «голубые широты», «Как небо, широкий, как песня, былинный», «степной исполин».

     Символ послевоенного мирного обновления жизни — как и во всей советской литературе — весенний пейзаж: «Весны приход… — восход большого дня над светлою страною».

     Первая послевоенная весна — «весна человечества», новый этап в судьбах многих народов земного шара. «Но видит мир, что после взятия Зимнего /Весны размах уже сдержать нельзя».

     Весна выступает в качестве образа — душевного состояния, на­строения поэта-фронтовика. Используемый фольклорный прием — параллелизм — передает сходство состояний человека и природы. Лирический герой не противопоставляет себя природе. Он связан с ней неразрывно. Весна Смягчила суровые взгляды. Махнула небесным платком, И отдали сразу солдаты Сердца ей свои целиком.

     Лирический герой воспринимает весенний пейзаж во всем раз­нообразии красок. Солдат, видевший разрушения войны, замечает красоту в мельчайших деталях. Дорогими сердцу стали каждое де­рево и речушка. Поэтические образы в пейзажной лирике поэтов-фронтовиков воссоздают местный колорит: «первоцвет-яблонька», «черемуха», «ветка сирени» на живописных берегах «казахстан­ских рек» и «величественный Алатау». Вокруг в природе разлита «синева», «синь», «голубень» — символ молодости, свежести, пробуждающейся мирной жизни в родных краях.

Поэзия

     Русские поэты Казахстана, как и прозаики, стремились осмыс­лить социалистическую эпоху, всесторонне показать человека пос­левоенных пятилеток. Единство проблематики, идейной направлен­ности многонациональной сове…[-->]

Поэтический образ зари

     В стихах появляется поэтический образ зари. «Заря за ок­ном» — радостным вестник мирного трудового дня. «Зорюют голу­би» — традиционный символ мирной жизни. И «край зорсвой», и «не спится солдату до зари». Радость жи…[-->]

Жанровое и стилевое разнообразие

     Воспеванию дружбы народов Казахстана, солидарности с на­родами зарубежных стран посвятили свои произведения Д. Снегин, П. Богданов, А. Брагин, А. Лемберг, Р. Трофимов, Д. Рябуха и др. Прямо обращается к народам-братьям Д…[-->]

Лирический герой

     Лирический герой послевоенной поэзии Казахстана обращает­ся к самой сути исторического периода — созидательному труду победившего в войне народа.      Мирный труд воспевают Л. Кривощеков, П. Богданов…[-->]

П. Кузнецов и Л. Кривощекова

     Для русских поэтов-казахстанцев характерны размышления о творческом опыте Лермонтова, Пушкина, Маяковского, Абая. Сти­хи, посвященные деятелям русской и казахской литературы, содер­жат общеизвестные биографические да…[-->]

Стихи-размышления

     В стихах-размышлениях, раздумьях о будущем выразились мечты, тревоги, беспокойство о судьбе своего творчества, а глав­ное — о будущем Родины.      Стихи-раздумья проникнуты лирическими интонациями. Р…[-->]