Образ ученого Семенова

image

     П. Кузнецов воссоздал лаконичный, но яркий образ извест­ного русского ученого Семенова. Он предстает как гуманист, побор­ник справедливости, защитник интересов простых людей. Благода­ря смелому вмешательству Семенова спорное дело о земле было решено в пользу бедноты, а Ашикбай и его приспешники потерпели поражение. Выведена и другая историческая личность — Колпа-ковекпп. Эта натура уравновешенная, рассудительная, деятельная. Приведены детали, характеризующие его деятельность. По его инициативе солдаты и жители Верного высаживали деревья, зани­мались благоустройством города. Он способствовал нормализации межродовых отношений в казахском ауле, объективному решению спорных степных конфликтов. Рассказывается, что за два года уп­равления Степным краем он овладел казахским языком, изучил быт и обычаи местного населения, учредил в Верном приют для сирот, помог организовать их обучение.

     Враги России, орды бунтующих султанов, объединяясь с кокандскими и хивинскими захватчиками, готовились вторгнуться в Заилийский край, пытались штурмом взять укрепление Верное. Но это им не удалось. Отважно сражались русские солдаты под командованием Колпаковского и вместе с ними отряды казахских всадников.

     В сюжетном движении историко-биографического романа «Че­ловек находит счастье» миру простых людей противопоставлен мир жестоких угнетателей. Писатель обнажает социальную несправед­ливость, произвол, насилие представителей феодально-родового общества. Это Кенесары и Наурызбай Касымовы, Ашилбай, Кара­ул-ходжа и другие.

     Ненависть народных масс выливается в открытые выступле­ния против коварных, хитрых подстрекателей родовых распрей, угодливых ханских слуг. Кузнецов разоблачает этих грабителей, «убийц ни в чем не повинных людей, раскрывает их античеловече­скую сущность.

     В облике Ашикбая и подобных ему не только разоблачена па­губность наживы, обогащения, но и показана психология угнетате­лей. Умение приспосабливаться и использовать сложившуюся си­туацию в корыстных целях, прибегать к лицемерию, лжи, обма­ну — характерные черты Ашикбая. Писатель снимает с него маску. Ашикбай на словах выступает за интересы народных масс, а на самом деле презирает их. Он — приверженец консервативных взглядов. Недаром вокруг него группируются самые отсталые, не­вежественные люди. По мере развития сюжета обнажается суть подлой души Ашикбая, стяжателя и зачинщика интриг, носите­ля зла.


Опухоли пищевода

Истоки дружбы народов

     Наибольшей поэтической силы достиг Кузнецов, создавая образ Канадана, воплотившего в себе черты народного характера. Канадан — знаток бесчисленного множества сказок, песен, искус­ный кобызчи. Честность, доброта, любовь к…[-->]

Роман Павла Кузнецова «Человек находит счастье»

     Роман другого казахстанского писателя Павла Кузнецова «Че­ловек находит счастье» (1953) относится к жанру историко-биографического. В нем повествуется о судьбе не только главного героя, но и народных масс, об их думах, ч…[-->]

Обострение классовых противоречий

     В развитии сюжетных линий писатель изображает обострение классовых противоречий в ауле. Скупыми, но выразительными штрихами Снегин рисует людей из среды казахской бедноты. Так, Ораз — человек умный, душевный, многое испытавш…[-->]

Рядовые люди

     Н. Анов показал и рядовых людей — русских солдат, еще не осознавших свою роль в движении общества. Запоминаются образ Прошкина, Пшеничникова, Демешина, Шапошникова и многих других, воплотивших в известной мере выносливость, …[-->]

Стиль

     Стиль разбираемого произведения определяется эпическим по­вествованием, которое зачастую становится публицистически за­остренным, и авторскими отступлениями. Встречаются размышле­ния о поворотных моментах в жизни…[-->]

Литература первого послевоенного десятиления

     Интерес к героическому прошлому народов нашей страны, выразившийся в годы войны, сказался на развитии романного жан­ра. Поиск параллелей героизма, проявленного в борьбе с захват­чиками, для понимания его истоков прив…[-->]