Образы героев романа

image

     Образы главных героев романа нарисованы на основе прин­ципа историзма. Один из них — Оренбургский генерал-губерна­тор Перовский. Он предстает как преданная своим убеждениям и воинскому долгу, с противоречивым и сложным характером, жестокая, честолюбивая личность. В его представлениях, убежде­ниях, действиях проявляются интересы и устремления социально-классовой среды. Индивидуально-психологические черты Перов­ского обнаруживаются не только в процессе исполнения служеб­ных обязанностей, но и в личной жизни, воспоминаниях, раздумь­ях о прошлом и настоящем.

     Другая историческая фигура — Макшеев, участник кружка Петрашевского, случайно, по стечению обстоятельств оставшийся на свободе. У него свои взгляды на жизнь: «Я хочу иметь раз­вязанные руки, чтобы действовать согласно своим убеждениям» (с. 275). Его отличают храбрость во время трудного похода и сра­жения с врагом. Существенно и то, что Макшеева волнует тяже­лое положение казахской бедноты. «Обижать киргизов я не наме­рен, а, напротив, считаю необходимым помочь им в настоящее тяжелое время» (с. 261). Его перу принадлежит «Описание Араль­ского моря», представляющее собой, по существу, первое исследо­вание в этой области.

     В романе обрисована судьба Плещеева, известного поэта, ав­тора русской Марсельезы, отбывавшего срок ссылки в Оренбурге. В изображении Анова, Плещеев — обаятельная, остроумная, та­лантливая личность и вместе с тем стойкий борец, идеалом которо­го является Радищев, его идейно-нравственная чистота. Плещеев оставался до конца верен однажды принятым убеждениям. Для него справедливость, гуманность — самые дорогие понятия. Он принадлежал к категории тех русских интеллигентов, которых объединила идея борьбы за отмену крепостного права, за свободу и равенство людей. Для него цель жизни немыслима вне борьбы с социальным злом, с несправедливостью, произволом. В разговоре с Шапошниковым, также пострадавшим по делу Петрашевского, находившимся в ссылке, Плещеев говорит: «Тюрьма и казарма не только закалили меня и утвердили в прежних убеждениях: писатель живет на земле, чтобы бороться пером за благо народа» (с. 191). Его глубоко волнуют тяжелые условия жизни казахов, нахо­дившихся тогда в нищете, темноте, политическом бесправии. В этой связи заметим, что доброжелательное, гуманное отношение демо­кратической русской интеллигенции к угнетенным прежде наро­дам — один из основных мотивов анализируемого произведения.

     Среди таких русских интеллигентов в романе предстает Гри­горьев, названный «ходячей энциклопедией», владеющий восемью языками, внесший весомый вклад в развитие отечественной ориен­талистики.


Всеиндийская мусульманская лига, индусско-мусульманская розня

Обострение классовых противоречий

     В развитии сюжетных линий писатель изображает обострение классовых противоречий в ауле. Скупыми, но выразительными штрихами Снегин рисует людей из среды казахской бедноты. Так, Ораз — человек умный, душевный, многое испытавш…[-->]

Яркие образы казахов

     Большим достоинством романов «Человек находит счастье» и «Крылья песни» являются яркие образы казахов. Они раскрыва­ются многогранно, правдиво, обрисованы как цельные националь­ные характеры.     …[-->]

Образ ученого Семенова

     П. Кузнецов воссоздал лаконичный, но яркий образ извест­ного русского ученого Семенова. Он предстает как гуманист, побор­ник справедливости, защитник интересов простых людей. Благода­ря смелому вмешательству Семе…[-->]

Пейзажные зарисовки, национальный колорит

     Одним из сильных художественных средств в романе являют­ся пейзажные зарисовки. Автор живописует своеобразие природы Семиречья с ее горами, вечными снегами на вершинах, фруктовы­ми рощами, плодородными долинами и нео…[-->]

Стиль

     Стиль разбираемого произведения определяется эпическим по­вествованием, которое зачастую становится публицистически за­остренным, и авторскими отступлениями. Встречаются размышле­ния о поворотных моментах в жизни…[-->]

Литература первого послевоенного десятиления

     Интерес к героическому прошлому народов нашей страны, выразившийся в годы войны, сказался на развитии романного жан­ра. Поиск параллелей героизма, проявленного в борьбе с захват­чиками, для понимания его истоков прив…[-->]