Образы героев романа

image

     Образы главных героев романа нарисованы на основе прин­ципа историзма. Один из них — Оренбургский генерал-губерна­тор Перовский. Он предстает как преданная своим убеждениям и воинскому долгу, с противоречивым и сложным характером, жестокая, честолюбивая личность. В его представлениях, убежде­ниях, действиях проявляются интересы и устремления социально-классовой среды. Индивидуально-психологические черты Перов­ского обнаруживаются не только в процессе исполнения служеб­ных обязанностей, но и в личной жизни, воспоминаниях, раздумь­ях о прошлом и настоящем.

     Другая историческая фигура — Макшеев, участник кружка Петрашевского, случайно, по стечению обстоятельств оставшийся на свободе. У него свои взгляды на жизнь: «Я хочу иметь раз­вязанные руки, чтобы действовать согласно своим убеждениям» (с. 275). Его отличают храбрость во время трудного похода и сра­жения с врагом. Существенно и то, что Макшеева волнует тяже­лое положение казахской бедноты. «Обижать киргизов я не наме­рен, а, напротив, считаю необходимым помочь им в настоящее тяжелое время» (с. 261). Его перу принадлежит «Описание Араль­ского моря», представляющее собой, по существу, первое исследо­вание в этой области.

     В романе обрисована судьба Плещеева, известного поэта, ав­тора русской Марсельезы, отбывавшего срок ссылки в Оренбурге. В изображении Анова, Плещеев — обаятельная, остроумная, та­лантливая личность и вместе с тем стойкий борец, идеалом которо­го является Радищев, его идейно-нравственная чистота. Плещеев оставался до конца верен однажды принятым убеждениям. Для него справедливость, гуманность — самые дорогие понятия. Он принадлежал к категории тех русских интеллигентов, которых объединила идея борьбы за отмену крепостного права, за свободу и равенство людей. Для него цель жизни немыслима вне борьбы с социальным злом, с несправедливостью, произволом. В разговоре с Шапошниковым, также пострадавшим по делу Петрашевского, находившимся в ссылке, Плещеев говорит: «Тюрьма и казарма не только закалили меня и утвердили в прежних убеждениях: писатель живет на земле, чтобы бороться пером за благо народа» (с. 191). Его глубоко волнуют тяжелые условия жизни казахов, нахо­дившихся тогда в нищете, темноте, политическом бесправии. В этой связи заметим, что доброжелательное, гуманное отношение демо­кратической русской интеллигенции к угнетенным прежде наро­дам — один из основных мотивов анализируемого произведения.

     Среди таких русских интеллигентов в романе предстает Гри­горьев, названный «ходячей энциклопедией», владеющий восемью языками, внесший весомый вклад в развитие отечественной ориен­талистики.

Рядовые люди

     Н. Анов показал и рядовых людей — русских солдат, еще не осознавших свою роль в движении общества. Запоминаются образ Прошкина, Пшеничникова, Демешина, Шапошникова и многих других, воплотивших в известной мере выносливость, …[-->]

Пейзажные зарисовки, национальный колорит

     Одним из сильных художественных средств в романе являют­ся пейзажные зарисовки. Автор живописует своеобразие природы Семиречья с ее горами, вечными снегами на вершинах, фруктовы­ми рощами, плодородными долинами и нео…[-->]

Виноградов

     В книге Виноградов изображен как страстный пропагандист ленинских идей, призывающий к борьбе против царских чиновни­ков и баев, за свободу и справедливость: «Партия большевиков приведет все народы России к свободе и счас…[-->]

Образ ученого Семенова

     П. Кузнецов воссоздал лаконичный, но яркий образ извест­ного русского ученого Семенова. Он предстает как гуманист, побор­ник справедливости, защитник интересов простых людей. Благода­ря смелому вмешательству Семе…[-->]

Книга А. Мухаревой «Садык»

     Книга А. Мухаревой «Садык» (1952) по жанру — публицисти­ческий роман. Публицистичность выступает как один из основных элементов стилевой манеры и как средство композиционной струк­туры. Глазное в авторском повествова…[-->]

Стиль

     Стиль разбираемого произведения определяется эпическим по­вествованием, которое зачастую становится публицистически за­остренным, и авторскими отступлениями. Встречаются размышле­ния о поворотных моментах в жизни…[-->]