Образы

image

     В книге прослежено пробуждение классового самосознания казахской и русской бедноты, их совместные выступления против эксплуататорской верхушки. Батыр Истыбай, кузнец Мажекен, ча­бан Мухамеджан, батыр Мамбет и другие джигиты осознают не­обходимость сопротивления ей, важность объединения для этого с русскими.

     Истыбай — старейшина, вожак бедноты, признанный, отваж­ный батыр. Это национальный характер с природным умом, пре­исполненный добра и любви к родному народу. В его представле­нии беднякам надо искать судьбу не в покорности «белой кости», а в смелом действенном отпоре, в дружбе с русскими: «Русские оберегают эти земли и не дают народы в обиду кокандским и хан­ским разбойникам… Если же кровавый Кене-хан и его султаны не дадут нам покоя и в долине Алатау, кто же запретит сынам шап-шарты искать защиту у русских? Пойдем к русским. Народ народу не враг». Кузнецов пишет, что Истыбая страстно волнует мысль: «Что сделал я для обездоленных?» И он приходит к выводу, что правда не может победить, не разоблачая ложь и несправедли­вость. Он призывает бедноту к единению для борьбы с врагами. Гнев Истыбая — это отражение накопленного в душе обездоленных недовольства, протеста против господствующей верхушки, совер­шавшей произвол и насилие. В его характере Кузнецов выделяет оптимизм, веру в силу трудового народа, в наступление лучшего будущего. В картине мятежа аульной бедноты во главе мы видим Истыбая.

     Образ Истыбая — народного батыра, борца исторического времени за правду и справедливость — близок к фольклорным об­разам. В его облике Кузнецову удалось воссоздать типический образ.

     Через образ Джабая, представителя второго поколения бед­няцкой семьи, П. Кузнецов утверждает мысль, что противоречи­вость человека в обществе, основанном на эксплуатации и угнете­нии, обусловливалась антагонистическими противоречиями соци­ального бытия. Действительно, судьба этого героя складывалась сложно и противоречиво.

     Сама жизнь помогает Джабаю осознать свои заблуждения, переосмыслить свои поступки. Он порывает с представителями гос­подствующего класса и находит истинных друзей в лице казахских и русских тружеников. Рисуя судьбу героя, эволюцию его миро­восприятия, Кузнецов убедительно показывает, что только едине­ние с народом, защита его интересов возвеличивают челозека, что единение — могучая сила.

     Как и в романах «Путь Абая» М. Ауэзова, «Крылья песни» Н. Анова, в книге «Человек находит счастье» народ показан как создатель эстетических ценностей. В любых, даже в самых труд­ных условиях, он рождает самобытных, талантливых художни­ков — таков лейтмотив названных произведений. В них художест­венно исследовано предназначение искусства, его роль в общест­венной жизни, в судьбе человека и народных масс.

Роман Павла Кузнецова «Человек находит счастье»

     Роман другого казахстанского писателя Павла Кузнецова «Че­ловек находит счастье» (1953) относится к жанру историко-биографического. В нем повествуется о судьбе не только главного героя, но и народных масс, об их думах, ч…[-->]

Истоки дружбы народов

     Наибольшей поэтической силы достиг Кузнецов, создавая образ Канадана, воплотившего в себе черты народного характера. Канадан — знаток бесчисленного множества сказок, песен, искус­ный кобызчи. Честность, доброта, любовь к…[-->]

Обострение классовых противоречий

     В развитии сюжетных линий писатель изображает обострение классовых противоречий в ауле. Скупыми, но выразительными штрихами Снегин рисует людей из среды казахской бедноты. Так, Ораз — человек умный, душевный, многое испытавш…[-->]

Своеобразие стиля романа

     Своеобразие стиля романа «Крылья песни» заключается в том, что неспешное, спокойное повествование сочетается с эмоциональ­ным. Автор передает особенности фразеологических оборотов, инто­нации в речи действующих лиц. …[-->]

Основной мотив

     Одним из основных мотивов «Крыльев песни» является идея дружбы между русским и казахским народами. Устами своего героя писатель утверждает: Русский брат меня встретил, казаха, степного певца, — В задушевной беседе мы откр…[-->]

Стиль

     Стиль разбираемого произведения определяется эпическим по­вествованием, которое зачастую становится публицистически за­остренным, и авторскими отступлениями. Встречаются размышле­ния о поворотных моментах в жизни…[-->]