Общественная жизнь конца 40-х—начала 50-х годов

image

     Общественная жизнь конца 40-х—начала 50-х годов определи­ла «эпический взрыв» в поэзии. Объективный взгляд на жизнь, отображение реальных картин внешнего мира, интерес к людям, событиям, фактам, социальные горизонты общественной жизни выражаются средствами эпики. Усиливается объективное и субъек­тивное начало, активизация личного начала влечет эпизацию лири­ческих переживаний.

     Особенности восстановительного периода, преобразование при­роды, созидательный труд человека, обновление его нравственного облика нашли отражение в лирике труда. В русской советской поэ­зии поэтические строки о труде написали М. Луконин, С. Кирсанов, А. Яшин, М. Алигер, А. Недогонов, Н. Грибачев и др.

     Русские поэты Казахстана, как и все представители советской многонациональной литературы, создавали произведения о труде, продолжая традиции В. Маяковского, Д. Бедного, которые в годы Октябрьской революции и гражданской войны расширили границы поэзии, сделали социальную сферу объектом поэтических пережи­ваний. Они создали целую галерею эпических образов. Воспевание творческого труда составляет идейно-тематическую основу поэти­ческого сборника Ф. Моргуна «Славлю труд» (1951). Яркая лич­ность в трудовом коллективе привлекает Н. Титова («Огни пяти­летки», 1949) и Л. Скалковскаго («Всегда в строю», 1953). Люди послевоенного села становятся объектом изучения Д. Рябухи («Колхозное поле», 1950). Комсомольцы и коммунисты на ново­стройках Казахстана показаны в сборниках Н. Титова «На вахте мира» (1951), Д. Рябухи «Дорогой мира» (1953). Человек труда выходит на первый план в лирике Н. Почивалина «Простые герои» (1953). Первопроходцы целины становятся главными героями в сборнике Ф. Моргуна «Радуга над степью» (1955).

     Творчество Н. Титова проникнуто любовью к родному краю, Казахстану. После Великой Отечественной войны он живет в г. Те-кели Талды-Курганской области, где знакомится со строителями новых поселков, с чабанами, рисоводами, животноводами живопис­ной Каратальской долины. Республика шагает вперед. Развернулось строительство новых шахт, фабрик, заводов. Послевоенная пятилетка меняет карту и Каратальской долины и всей республики.


Сенегальские коммуны после выборов

Обращение к историческому прошлому Родины

     Обращение к историческому прошлому Родины характерно для всей советской поэзии. Героические традиции живут в лирике казахстанских поэтов послевоенного десятилетия. Период граждан­ской войны становится предметом поэтическ…[-->]

Тематика первых книг

     Автобиографический элемент выдвигается на первый план. У лирического героя те же переживания, что и у поэта-фронтовика, возвратившегося к мирному труду: необычная острота восприятия природы, родных мест, умение находить прек…[-->]

Поэтический образ зари

     В стихах появляется поэтический образ зари. «Заря за ок­ном» — радостным вестник мирного трудового дня. «Зорюют голу­би» — традиционный символ мирной жизни. И «край зорсвой», и «не спится солдату до зари». Радость жи…[-->]

Стихи-размышления

     В стихах-размышлениях, раздумьях о будущем выразились мечты, тревоги, беспокойство о судьбе своего творчества, а глав­ное — о будущем Родины.      Стихи-раздумья проникнуты лирическими интонациями. Р…[-->]

Жанровое и стилевое разнообразие

     Воспеванию дружбы народов Казахстана, солидарности с на­родами зарубежных стран посвятили свои произведения Д. Снегин, П. Богданов, А. Брагин, А. Лемберг, Р. Трофимов, Д. Рябуха и др. Прямо обращается к народам-братьям Д…[-->]

Сборник «На вахте мира»

     Карагандинским шахтерам посвятил Н. Титов сборник «На вахте мира». В нем повторяются некоторые поэтические образы, ситуации, знакомые по прежним произведениям. Есть и новые сти­хи, которые передают напряжение и героизм т…[-->]