Общественная жизнь конца 40-х—начала 50-х годов

image

     Общественная жизнь конца 40-х—начала 50-х годов определи­ла «эпический взрыв» в поэзии. Объективный взгляд на жизнь, отображение реальных картин внешнего мира, интерес к людям, событиям, фактам, социальные горизонты общественной жизни выражаются средствами эпики. Усиливается объективное и субъек­тивное начало, активизация личного начала влечет эпизацию лири­ческих переживаний.

     Особенности восстановительного периода, преобразование при­роды, созидательный труд человека, обновление его нравственного облика нашли отражение в лирике труда. В русской советской поэ­зии поэтические строки о труде написали М. Луконин, С. Кирсанов, А. Яшин, М. Алигер, А. Недогонов, Н. Грибачев и др.

     Русские поэты Казахстана, как и все представители советской многонациональной литературы, создавали произведения о труде, продолжая традиции В. Маяковского, Д. Бедного, которые в годы Октябрьской революции и гражданской войны расширили границы поэзии, сделали социальную сферу объектом поэтических пережи­ваний. Они создали целую галерею эпических образов. Воспевание творческого труда составляет идейно-тематическую основу поэти­ческого сборника Ф. Моргуна «Славлю труд» (1951). Яркая лич­ность в трудовом коллективе привлекает Н. Титова («Огни пяти­летки», 1949) и Л. Скалковскаго («Всегда в строю», 1953). Люди послевоенного села становятся объектом изучения Д. Рябухи («Колхозное поле», 1950). Комсомольцы и коммунисты на ново­стройках Казахстана показаны в сборниках Н. Титова «На вахте мира» (1951), Д. Рябухи «Дорогой мира» (1953). Человек труда выходит на первый план в лирике Н. Почивалина «Простые герои» (1953). Первопроходцы целины становятся главными героями в сборнике Ф. Моргуна «Радуга над степью» (1955).

     Творчество Н. Титова проникнуто любовью к родному краю, Казахстану. После Великой Отечественной войны он живет в г. Те-кели Талды-Курганской области, где знакомится со строителями новых поселков, с чабанами, рисоводами, животноводами живопис­ной Каратальской долины. Республика шагает вперед. Развернулось строительство новых шахт, фабрик, заводов. Послевоенная пятилетка меняет карту и Каратальской долины и всей республики.


Сенегальские коммуны после выборов

Поэтический образ зари

     В стихах появляется поэтический образ зари. «Заря за ок­ном» — радостным вестник мирного трудового дня. «Зорюют голу­би» — традиционный символ мирной жизни. И «край зорсвой», и «не спится солдату до зари». Радость жи…[-->]

Мотив любви к Казахстану

     Мотив любви к Казахстану, как к составной части великой со­циалистической державы, является ведущим в русской послевоен­ной поэзии республики. «Пою мое Отечество, республику мою» — этим эпиграфом к сборнику «Родные к…[-->]

Обращение к историческому прошлому Родины

     Обращение к историческому прошлому Родины характерно для всей советской поэзии. Героические традиции живут в лирике казахстанских поэтов послевоенного десятилетия. Период граждан­ской войны становится предметом поэтическ…[-->]

Сборник «Огни пятилетки»

     Сборник «Огни пятилетки» (1949) включает значительное число стихов, написанных в эти годы. Стихи отличаются жанровым многообразием. Они отражают чувство любви к Родине, к приро­де, к людям, полновластным хозяевам земли, …[-->]

Стихи-размышления

     В стихах-размышлениях, раздумьях о будущем выразились мечты, тревоги, беспокойство о судьбе своего творчества, а глав­ное — о будущем Родины.      Стихи-раздумья проникнуты лирическими интонациями. Р…[-->]

Поэзия Ф. Моргуна

     Личность в стихах Ф. Моргуна — воплощение интересов наро­да, единства целей, стремлений к самоотверженному труду во имя процветания Родины. Характерно стихотворение «Деталь». Сле­сарь «стоит и ладонью проводит по гра…[-->]