Основные образы

image

     Автор рисует сцену мастерского исполнения Амре Кашаубаевым казахских народных песен, вызвавших всеобщее восхищение. С помощью точных слов, метких сравнений и метафор он оттеняет их национальный колорит. «Сила голоса певца нарастала, звуки лились и заполняли тревогой ожидания… Амре пел и чувствовал, как у него вырастают крылья, как они поднимают его и уносят из душного зала в далекую степь, где от края и до края раскинулся широкий ковер трав… Песня лилась и звенела, как горный ключ, чистый и неиссякаемый». Перед нами встает живой образ казахского певца, воплотившего в себе лучшие черты националь­ного характера. Именно благодаря ему французы познакомились с музыкальной культурой казахского народа.

     Выступления Мусы Базанова и Амре Кашаубаева не схожи ни по манере исполнения, ни по творческому темпераменту, но их род­нит знание народной жизни, ее песенного искусства и любовь к ним.

     Из женских характеров выделяется Сабира, имеющая свой прототип. Это натура страстная, эмоциональная. Чувство, настрое­ние движет ее поведением, что приводит подчас к неверным, опро­метчивым поступкам. Об этом свидетельствует ее быстрое, необду­манное знакомство и мелодраматическая связь с Мингашем-Наилем Басалаевым, человеком, действия которого направлены против Родины.

     В трактовке Анова Сабира создана для искусства. Своеобра­зие ее дарования заключается в том, что она не только поет, но и сочиняет песни, дает им мелодии. Многие ее песни проникнуты лирическими мотивами. У нее чистый музыкальный голос, льющий­ся из глубины души и проникающий в сердце. Ей помогает не только природный дар, но и стремление к совершенствованию, к профессиональному росту.

     Другая героиня романа — Шарбан — участница местного драматического кружка, вырастает в артистку республиканского театра. Это — растущая, активная натура. Она борется за свое право, за свое женское счастье. В первые годы Советской власти, как известно, приходилось приложить немало усилий для раскре­пощения женщины-казашки, пресекать байско-феодальное отноше­ние к ней, оберегать ее человеческое достоинство и права. Шарбан впервые исполняла роль девушки, проданной за калым вопреки ее воле.

     Лаконичными и выразительными чертами нарисован портрет Хасена, честного, принципиального коммуниста, обладающего тем­пераментом борца, оценивающего факты социальной жизни с клас­совых позиций. В его понимании, как и у Макара Нагульнова, дело революции превыше всего. Он изображен как страстный пропаган­дист революции, как начинающий драматург (написал комедию «Приехал к невесте, а попал в тюрьму»). Он безошибочно разби­рается в людях, чуток к ним. Немал его вклад в становление ка­захского советского искусства.

     В облике Сакена Акбаева показан типичный представитель баев, еще существовавших в казахском ауле в 20-х годах и продол­жавших действовать исподтишка. По свидетельству Анова, за ним стоял реальный прототип — крупный бай по фамилии Акаев, кото­рый «делал погоду» на Куяндинской ярмарке. Это жестокий, ко­варный, хитрый человек. Он полон ненависти к Советской власти, к коммунистам. По его заданию байские прихвостни совершают злодейское убийство принципиального, честного коммуниста Каймена.

     Анов с позиций социалистического реализма обличает людей чуждой психологии, носителей зла, срывает с них маску. У людей типа Акбаева нет будущего, поэтому их думы обращены к прошло­му, когда царили угнетение, насилие. Недаром вокруг него группи­руются враждебные, консервативные элементы — Сламбек, Кара-тай, Мингаш, Сайдахмет. Они все охвачены злобой по отношению к Советскому государству и в то же время полны страха, расте­рянности.

     В образе сына бая Даулста воплощены черты националистов: высокомерие, стремление унизить других. Он считает себя «круп­ной» фигурой. В его представлении простые люди не способны к художественному творчеству. В действительности же он сам не способен ценить красоту музыки. Больше того, казахская песня вызывает в нем раздражение.

Пейзажные зарисовки, национальный колорит

     Одним из сильных художественных средств в романе являют­ся пейзажные зарисовки. Автор живописует своеобразие природы Семиречья с ее горами, вечными снегами на вершинах, фруктовы­ми рощами, плодородными долинами и нео…[-->]

Стиль

     Стиль разбираемого произведения определяется эпическим по­вествованием, которое зачастую становится публицистически за­остренным, и авторскими отступлениями. Встречаются размышле­ния о поворотных моментах в жизни…[-->]

Сюжет

     Большое место в сюжетной структуре книги «Человек находит счастье» занимает образ главного героя. Кузнецов, опираясь на жизненную правду, показал воздействие самых различных факто­ров на формирование характера и мироощущ…[-->]

Образ ученого Семенова

     П. Кузнецов воссоздал лаконичный, но яркий образ извест­ного русского ученого Семенова. Он предстает как гуманист, побор­ник справедливости, защитник интересов простых людей. Благода­ря смелому вмешательству Семе…[-->]

Книга А. Мухаревой «Садык»

     Книга А. Мухаревой «Садык» (1952) по жанру — публицисти­ческий роман. Публицистичность выступает как один из основных элементов стилевой манеры и как средство композиционной струк­туры. Глазное в авторском повествова…[-->]

Образы героев романа

     Образы главных героев романа нарисованы на основе прин­ципа историзма. Один из них — Оренбургский генерал-губерна­тор Перовский. Он предстает как преданная своим убеждениям и воинскому долгу, с противоречивым и сложн…[-->]