Основные образы

image

     Автор рисует сцену мастерского исполнения Амре Кашаубаевым казахских народных песен, вызвавших всеобщее восхищение. С помощью точных слов, метких сравнений и метафор он оттеняет их национальный колорит. «Сила голоса певца нарастала, звуки лились и заполняли тревогой ожидания… Амре пел и чувствовал, как у него вырастают крылья, как они поднимают его и уносят из душного зала в далекую степь, где от края и до края раскинулся широкий ковер трав… Песня лилась и звенела, как горный ключ, чистый и неиссякаемый». Перед нами встает живой образ казахского певца, воплотившего в себе лучшие черты националь­ного характера. Именно благодаря ему французы познакомились с музыкальной культурой казахского народа.

     Выступления Мусы Базанова и Амре Кашаубаева не схожи ни по манере исполнения, ни по творческому темпераменту, но их род­нит знание народной жизни, ее песенного искусства и любовь к ним.

     Из женских характеров выделяется Сабира, имеющая свой прототип. Это натура страстная, эмоциональная. Чувство, настрое­ние движет ее поведением, что приводит подчас к неверным, опро­метчивым поступкам. Об этом свидетельствует ее быстрое, необду­манное знакомство и мелодраматическая связь с Мингашем-Наилем Басалаевым, человеком, действия которого направлены против Родины.

     В трактовке Анова Сабира создана для искусства. Своеобра­зие ее дарования заключается в том, что она не только поет, но и сочиняет песни, дает им мелодии. Многие ее песни проникнуты лирическими мотивами. У нее чистый музыкальный голос, льющий­ся из глубины души и проникающий в сердце. Ей помогает не только природный дар, но и стремление к совершенствованию, к профессиональному росту.

     Другая героиня романа — Шарбан — участница местного драматического кружка, вырастает в артистку республиканского театра. Это — растущая, активная натура. Она борется за свое право, за свое женское счастье. В первые годы Советской власти, как известно, приходилось приложить немало усилий для раскре­пощения женщины-казашки, пресекать байско-феодальное отноше­ние к ней, оберегать ее человеческое достоинство и права. Шарбан впервые исполняла роль девушки, проданной за калым вопреки ее воле.

     Лаконичными и выразительными чертами нарисован портрет Хасена, честного, принципиального коммуниста, обладающего тем­пераментом борца, оценивающего факты социальной жизни с клас­совых позиций. В его понимании, как и у Макара Нагульнова, дело революции превыше всего. Он изображен как страстный пропаган­дист революции, как начинающий драматург (написал комедию «Приехал к невесте, а попал в тюрьму»). Он безошибочно разби­рается в людях, чуток к ним. Немал его вклад в становление ка­захского советского искусства.

     В облике Сакена Акбаева показан типичный представитель баев, еще существовавших в казахском ауле в 20-х годах и продол­жавших действовать исподтишка. По свидетельству Анова, за ним стоял реальный прототип — крупный бай по фамилии Акаев, кото­рый «делал погоду» на Куяндинской ярмарке. Это жестокий, ко­варный, хитрый человек. Он полон ненависти к Советской власти, к коммунистам. По его заданию байские прихвостни совершают злодейское убийство принципиального, честного коммуниста Каймена.

     Анов с позиций социалистического реализма обличает людей чуждой психологии, носителей зла, срывает с них маску. У людей типа Акбаева нет будущего, поэтому их думы обращены к прошло­му, когда царили угнетение, насилие. Недаром вокруг него группи­руются враждебные, консервативные элементы — Сламбек, Кара-тай, Мингаш, Сайдахмет. Они все охвачены злобой по отношению к Советскому государству и в то же время полны страха, расте­рянности.

     В образе сына бая Даулста воплощены черты националистов: высокомерие, стремление унизить других. Он считает себя «круп­ной» фигурой. В его представлении простые люди не способны к художественному творчеству. В действительности же он сам не способен ценить красоту музыки. Больше того, казахская песня вызывает в нем раздражение.


На север от Ангары

Сюжет

     Большое место в сюжетной структуре книги «Человек находит счастье» занимает образ главного героя. Кузнецов, опираясь на жизненную правду, показал воздействие самых различных факто­ров на формирование характера и мироощущ…[-->]

Своеобразие стиля романа

     Своеобразие стиля романа «Крылья песни» заключается в том, что неспешное, спокойное повествование сочетается с эмоциональ­ным. Автор передает особенности фразеологических оборотов, инто­нации в речи действующих лиц. …[-->]

Яркие образы казахов

     Большим достоинством романов «Человек находит счастье» и «Крылья песни» являются яркие образы казахов. Они раскрыва­ются многогранно, правдиво, обрисованы как цельные националь­ные характеры.     …[-->]

Роман Павла Кузнецова «Человек находит счастье»

     Роман другого казахстанского писателя Павла Кузнецова «Че­ловек находит счастье» (1953) относится к жанру историко-биографического. В нем повествуется о судьбе не только главного героя, но и народных масс, об их думах, ч…[-->]

Рядовые люди

     Н. Анов показал и рядовых людей — русских солдат, еще не осознавших свою роль в движении общества. Запоминаются образ Прошкина, Пшеничникова, Демешина, Шапошникова и многих других, воплотивших в известной мере выносливость, …[-->]

Главный герой и сюжет

     В книге воспроизведена история детства, молодости, зрелости Садыка Ахметова и не схожих по характеру его сверстников. Чи­татель узнает, что, рано лишившись своих родителей, молодой Са­дык вынужден работать дворником,…[-->]