П. Кузнецов и Л. Кривощекова

image

     Для русских поэтов-казахстанцев характерны размышления о творческом опыте Лермонтова, Пушкина, Маяковского, Абая. Сти­хи, посвященные деятелям русской и казахской литературы, содер­жат общеизвестные биографические данные, но обращение к их поэтической биографии знаменательно. Поэты стремились к твор­ческой учебе, к повышению мастерства.

     П. Кузнецов говорит от имени своих современников: земляков, товарищей по профессии, поэтов-фронтовиков:

Ты послушай песни нового Востока,

Временем не тронутые были,

В бурях сбереженную поэму

О делах степных большевиков.

…Ты его [Казахстан], как книгу золотую,

Прочитай, мой задушевный друг.

«Пути-дороги»

     Стихи Л. Кривощекова под общим заглавием «Первоцвет» — серьезная заявка поэта сказать свое слово в интимной лирике. Автор поднимает тему моральной чистоты, верности в любви. Искренне звучат стихи «Лесная просека», «На Родине», «Над ре­кой неумолчно шумели березы…», «Зимняя прогулка», «Если вновь не поладим…».

     Для послевоенных лет характерен рост популярности массо­вой советской песни. К этому жанру обратились поэты М. Исаков­ский, А. Сурков, Л. Ошанин и др. Коммуникативность песенного жанра, способность его за короткий срок завладеть мыслями и чувствами огромной аудитории, привлекала и русских поэтов Ка­захстана. «Песня о моем городе» Д. Снегина, «Приезжайте к нам на целину», «Все равно мы встретимся» Л. Кривощекова, «Песня о Родине», «Песня о Москве» П. Богданова, «Песня о Казахстане» В. Копытина и другие — результат раздумий их авторов. Конечно, не все они удачны, на ряде песен лежит печать литературщины, но всех их отличает художественный поиск в области создания поэти­ческого образа Родины как выражение общей художественной тен­денции развития советской многонациональной литературы.

Тематика первых книг

     Автобиографический элемент выдвигается на первый план. У лирического героя те же переживания, что и у поэта-фронтовика, возвратившегося к мирному труду: необычная острота восприятия природы, родных мест, умение находить прек…[-->]

Общественная жизнь конца 40-х—начала 50-х годов

     Общественная жизнь конца 40-х—начала 50-х годов определи­ла «эпический взрыв» в поэзии. Объективный взгляд на жизнь, отображение реальных картин внешнего мира, интерес к людям, событиям, фактам, социальные горизонты обще…[-->]

Поэтическое творчество В. Гордиенко

     Основная черта молодого поколения в поэтическом творчестве В. Гордиенко — это зрелость, нашедшая выражение в дружбе от­цов и «мужающих детей». Готовность молодежи продолжать трудовые традиции 20—30-х годов убедительно по…[-->]

Мотив любви к Казахстану

     Мотив любви к Казахстану, как к составной части великой со­циалистической державы, является ведущим в русской послевоен­ной поэзии республики. «Пою мое Отечество, республику мою» — этим эпиграфом к сборнику «Родные к…[-->]

Сборник «Огни пятилетки»

     Сборник «Огни пятилетки» (1949) включает значительное число стихов, написанных в эти годы. Стихи отличаются жанровым многообразием. Они отражают чувство любви к Родине, к приро­де, к людям, полновластным хозяевам земли, …[-->]

Лирический герой

     Лирический герой послевоенной поэзии Казахстана обращает­ся к самой сути исторического периода — созидательному труду победившего в войне народа.      Мирный труд воспевают Л. Кривощеков, П. Богданов…[-->]