П. Кузнецов и Л. Кривощекова

image

     Для русских поэтов-казахстанцев характерны размышления о творческом опыте Лермонтова, Пушкина, Маяковского, Абая. Сти­хи, посвященные деятелям русской и казахской литературы, содер­жат общеизвестные биографические данные, но обращение к их поэтической биографии знаменательно. Поэты стремились к твор­ческой учебе, к повышению мастерства.

     П. Кузнецов говорит от имени своих современников: земляков, товарищей по профессии, поэтов-фронтовиков:

Ты послушай песни нового Востока,

Временем не тронутые были,

В бурях сбереженную поэму

О делах степных большевиков.

…Ты его [Казахстан], как книгу золотую,

Прочитай, мой задушевный друг.

«Пути-дороги»

     Стихи Л. Кривощекова под общим заглавием «Первоцвет» — серьезная заявка поэта сказать свое слово в интимной лирике. Автор поднимает тему моральной чистоты, верности в любви. Искренне звучат стихи «Лесная просека», «На Родине», «Над ре­кой неумолчно шумели березы…», «Зимняя прогулка», «Если вновь не поладим…».

     Для послевоенных лет характерен рост популярности массо­вой советской песни. К этому жанру обратились поэты М. Исаков­ский, А. Сурков, Л. Ошанин и др. Коммуникативность песенного жанра, способность его за короткий срок завладеть мыслями и чувствами огромной аудитории, привлекала и русских поэтов Ка­захстана. «Песня о моем городе» Д. Снегина, «Приезжайте к нам на целину», «Все равно мы встретимся» Л. Кривощекова, «Песня о Родине», «Песня о Москве» П. Богданова, «Песня о Казахстане» В. Копытина и другие — результат раздумий их авторов. Конечно, не все они удачны, на ряде песен лежит печать литературщины, но всех их отличает художественный поиск в области создания поэти­ческого образа Родины как выражение общей художественной тен­денции развития советской многонациональной литературы.

Обращение к историческому прошлому Родины

     Обращение к историческому прошлому Родины характерно для всей советской поэзии. Героические традиции живут в лирике казахстанских поэтов послевоенного десятилетия. Период граждан­ской войны становится предметом поэтическ…[-->]

Поэтический образ зари

     В стихах появляется поэтический образ зари. «Заря за ок­ном» — радостным вестник мирного трудового дня. «Зорюют голу­би» — традиционный символ мирной жизни. И «край зорсвой», и «не спится солдату до зари». Радость жи…[-->]

Сборник «На вахте мира»

     Карагандинским шахтерам посвятил Н. Титов сборник «На вахте мира». В нем повторяются некоторые поэтические образы, ситуации, знакомые по прежним произведениям. Есть и новые сти­хи, которые передают напряжение и героизм т…[-->]

Поэма В. Копытина «Жакан»

     Дружба народов находит патетическое решение и в жанре «слова» («Слово о Казахстане», «Слово о пустыне» П. Богданова) и поэмы («Жакан» В. Копытина).      В «Слове о пустыне» — поэт показывает, как оживает…[-->]

Поэтическое творчество В. Гордиенко

     Основная черта молодого поколения в поэтическом творчестве В. Гордиенко — это зрелость, нашедшая выражение в дружбе от­цов и «мужающих детей». Готовность молодежи продолжать трудовые традиции 20—30-х годов убедительно по…[-->]

Лирический герой

     Лирический герой послевоенной поэзии Казахстана обращает­ся к самой сути исторического периода — созидательному труду победившего в войне народа.      Мирный труд воспевают Л. Кривощеков, П. Богданов…[-->]