Пейзажные зарисовки, национальный колорит

image

     Одним из сильных художественных средств в романе являют­ся пейзажные зарисовки. Автор живописует своеобразие природы Семиречья с ее горами, вечными снегами на вершинах, фруктовы­ми рощами, плодородными долинами и необъятными степями. Не­редко пейзаж служит средством выражения душевного состояния человека. Например: «Проснулась, зашумела, привольная степь, необъятная, как море, без конца и края. Она звала Джамбула в свои просторы далеким гулом кочевий, тихим шелковым шелестом трав, серебряным звоном чистых рек; звала, широко раскинув ма­теринские крылья. А он молодым, звонким голосом откликнулся на ее зов и с песней сердца пошел навстречу бурному течению горя­чей, неспокойной жизни».

     Язык анализируемого произведения отличается ясностью, вы­разительностью. Эпическое повествование сочетается с авторскими лирическими отступлениями. В авторских отступлениях выражает­ся взгляд самого писателя, его отношение к изображаемым собы­тиям и явлениям. В речи персонажей переданы особенности строя фразы, идиоматические выражения, разнообразные интонации, что с точки зрения стиля, разумеется,- имеет существенное значение. Например, речь Истыбая афористична. Она характеризует его как человека мужественного, умудренного жизненным опытом: «Море не иссякнет, народ не заблудится»; «А где молодость и мужество — там счастье».

     Речь Канадана отличается образностью: «Коза о душе печет­ся, а волк о ее сале»; «Разрозненный косяк — волку добыча, друж­ный косяк — волку досада!».

     Суюнбай склонен говорить иносказательно, философски обоб­щать факты и явления: «Умный поймет и коротко сказанное, а глупый, и коран прочитав, дураком умрет»; «Настоящий акын по­добен находчивому и меткому охотнику: оружие у него всегда на­готове и добыча обильна».

     Чтобы передать национальный колорит, писатели, как прави­ло, используют характерные слова и выражения, приводят местные обычаи. Этого принципа придерживается и П. Кузнецов. Приведем примеры: «То был асату — обычай безграничного расположения»; «Не та ли эта река, где вела не последний гневный спор карабукара со своими вечными недругами-богатеями»; «Джи­гиты Джабая, подстрелив в степи жирного серого зайца, толпились около него, по очереди совершая найзамайлау — древний обычай приобщения оружия к крови». Казахские слова помогают лучше познакомить читателей с социально-историческим и эстети­ческим опытом народа.

     В заключение нужно сказать, что Павел Кузнецов нарисовал правдивый образ юного акына, судьба которого неразрывно связа­на с судьбами народа. Создание ярких характеров сочетается с реа­листическим изображением исторического времени, существенных событий в жизни трудового народа в середине XIX века. В этом эпичность и значимость произведения «Человек находит счастье».

Основной мотив

     Одним из основных мотивов «Крыльев песни» является идея дружбы между русским и казахским народами. Устами своего героя писатель утверждает: Русский брат меня встретил, казаха, степного певца, — В задушевной беседе мы откр…[-->]

Проблема нового человека

     Художественно разработана проблема нового человека, пред­ставителя трудовой казахской интеллигенции, в лице Токаша Бокина, одного из центральных героев романа, выходца из бедняцкой семьи, воспитанника Верненской гимназии…[-->]

Основные образы

     Автор рисует сцену мастерского исполнения Амре Кашаубаевым казахских народных песен, вызвавших всеобщее восхищение. С помощью точных слов, метких сравнений и метафор он оттеняет их национальный колорит. «Сила голоса певца на…[-->]

Образы героев романа

     Образы главных героев романа нарисованы на основе прин­ципа историзма. Один из них — Оренбургский генерал-губерна­тор Перовский. Он предстает как преданная своим убеждениям и воинскому долгу, с противоречивым и сложн…[-->]

Сюжет

     Большое место в сюжетной структуре книги «Человек находит счастье» занимает образ главного героя. Кузнецов, опираясь на жизненную правду, показал воздействие самых различных факто­ров на формирование характера и мироощущ…[-->]

Главный герой и сюжет

     В книге воспроизведена история детства, молодости, зрелости Садыка Ахметова и не схожих по характеру его сверстников. Чи­татель узнает, что, рано лишившись своих родителей, молодой Са­дык вынужден работать дворником,…[-->]