Поэма В. Копытина «Жакан»

image

     Дружба народов находит патетическое решение и в жанре «слова» («Слово о Казахстане», «Слово о пустыне» П. Богданова) и поэмы («Жакан» В. Копытина).

     В «Слове о пустыне» — поэт показывает, как оживает пусты­ня, в которую человек привел воду. Осуществилась вековечная мечта поколений. Цветущая пустыня радует человека величием пейзажей и гармонией новой жизни.

     Поэма В. Копытина «Жакан» обнаруживает единство эпи­ческого и лирического плана, наличие сюжетно-повествовательной организации. События передаются через восприятие лирического героя-повествователя. Главной задачей поэмы стало отражение труда советского народа в социалистическом строительстве после­военного Казахстана, его мечты о будущем. В основе поэмы лежит принцип противопоставления прошлого и настоящего казахской степи.

     Поэт вводит читателей в круг интересов и забот колхоза пос­левоенной поры. Он показывает народную стройку канала, необхо­димого для освоения новых земель. Деловито решаются вопросы колхозного строительства.

«Трудятся люди упорно сегодня,

Ярче горел чтобы завтрашний день».

Среди них — Жакан, человек ге­роической судьбы,

бывший батрак, участник гражданской войны,

«батыр Казахстана», влюбленный с детства в эту «степь золотую»!

Он трудится, «сил не жалея, на благо народа,

Для счастья отчиз­ны родной».

Основу сюжета составляет развитие этого характера.

     Автор стремится приблизить язык поэмы к живому разговор­ному языку. Это достигается подбором лексических средств. Широ­ко представлена просторечная лексика, фразеологические обороты, свойственные казахской речи. Расширение лексики происходит за счет новых слов. При отборе языковых средств поэт исходит из задач реалистического изображения действительности.

     Как первый опыт в этом жанре, поэма отличается композици­онной рыхлостью. Сцены охоты и тоя оказываются не связанными с дальнейшим развитием действия. Следует отметить многословие в сценах колхозного собрания, строительства канала и т. д. Иногда слова подбираются ради рифмы (трава — молва). Ценность поэмы в актуальности изображаемого, верности наблюдений поэта над окружающей действительностью. Автор воплотил в ней трудовой героизм, раскрыл тему дружбы, показал лучшие черты казахского характера. Оправданно стремление поэта показать современного человека в связи с его историческим прошлым и идеалами бу­дущего.

     В этом небывалом урожае, в труде народа, сплоченного интер­национальным единством и братской дружбой, поэту видится свет­лое будущее его «родных краев», его Родины — Казахстана.

П. Кузнецов и Л. Кривощекова

     Для русских поэтов-казахстанцев характерны размышления о творческом опыте Лермонтова, Пушкина, Маяковского, Абая. Сти­хи, посвященные деятелям русской и казахской литературы, содер­жат общеизвестные биографические да…[-->]

Жанровое и стилевое разнообразие

     Воспеванию дружбы народов Казахстана, солидарности с на­родами зарубежных стран посвятили свои произведения Д. Снегин, П. Богданов, А. Брагин, А. Лемберг, Р. Трофимов, Д. Рябуха и др. Прямо обращается к народам-братьям Д…[-->]

Мотив любви к Казахстану

     Мотив любви к Казахстану, как к составной части великой со­циалистической державы, является ведущим в русской послевоен­ной поэзии республики. «Пою мое Отечество, республику мою» — этим эпиграфом к сборнику «Родные к…[-->]

Поэзия Ф. Моргуна

     Личность в стихах Ф. Моргуна — воплощение интересов наро­да, единства целей, стремлений к самоотверженному труду во имя процветания Родины. Характерно стихотворение «Деталь». Сле­сарь «стоит и ладонью проводит по гра…[-->]

Лирический герой

     Лирический герой послевоенной поэзии Казахстана обращает­ся к самой сути исторического периода — созидательному труду победившего в войне народа.      Мирный труд воспевают Л. Кривощеков, П. Богданов…[-->]

Поэтическое творчество В. Гордиенко

     Основная черта молодого поколения в поэтическом творчестве В. Гордиенко — это зрелость, нашедшая выражение в дружбе от­цов и «мужающих детей». Готовность молодежи продолжать трудовые традиции 20—30-х годов убедительно по…[-->]