Поэтический образ зари

image

     В стихах появляется поэтический образ зари. «Заря за ок­ном» — радостным вестник мирного трудового дня. «Зорюют голу­би» — традиционный символ мирной жизни. И «край зорсвой», и «не спится солдату до зари». Радость жизни, восторг, восхищение нывшего солдата нашли выражение в словах возвышенных, несу­щих особую эмоциональную нагрузку: «Любо встать спозаранку» (Л. Кривощеков), «Сердце ликует» (С. Аниснмов), «Благословен­ны вечера» мирной жизни (Д. Снегин).

     По весенним пейзажам Д. Снегина можно судить определен­но, где живет поэт: «Расхлестнулась Или многоводной плетью», «Скалы цвета обветренной меди поднимаются грядами в ряд…». Осенние пейзажи создаются удачно подобранными эпитетами; «Оранжевость — осени знак», «Рябины огненный прибой», «Седые клены» и т. п. Пейзаж является художественным средством раск­рытия образа лирического героя.

     Стихотворения «Первая послевоенная осень», «Осень в моей стране», «Осеннее», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» и другие полны звуков, голосов колхозников, убирающих первый послевоен­ный урожай.

     Пафос мирного труда для солдата, возвратившегося в родные края, открылся в реконструкции родных городов и сел, в ново­стройках родных мест. Наблюдая процесс реконструкции родного города, Л. Кривощеков замечает: «Люблю, когда строят,/Когда машинами, люблю вдвое» («В родном городе»).

     Поэты стремятся глубже осознать события исторического прошлого Казахстана, уяснить истоки ратных и трудовых побед.


Залежи каменного угля в Томской губ.

Жанровое и стилевое разнообразие

     Воспеванию дружбы народов Казахстана, солидарности с на­родами зарубежных стран посвятили свои произведения Д. Снегин, П. Богданов, А. Брагин, А. Лемберг, Р. Трофимов, Д. Рябуха и др. Прямо обращается к народам-братьям Д…[-->]

Лирический герой

     Лирический герой послевоенной поэзии Казахстана обращает­ся к самой сути исторического периода — созидательному труду победившего в войне народа.      Мирный труд воспевают Л. Кривощеков, П. Богданов…[-->]

Общественная жизнь конца 40-х—начала 50-х годов

     Общественная жизнь конца 40-х—начала 50-х годов определи­ла «эпический взрыв» в поэзии. Объективный взгляд на жизнь, отображение реальных картин внешнего мира, интерес к людям, событиям, фактам, социальные горизонты обще…[-->]

П. Кузнецов и Л. Кривощекова

     Для русских поэтов-казахстанцев характерны размышления о творческом опыте Лермонтова, Пушкина, Маяковского, Абая. Сти­хи, посвященные деятелям русской и казахской литературы, содер­жат общеизвестные биографические да…[-->]

Мотив любви к Казахстану

     Мотив любви к Казахстану, как к составной части великой со­циалистической державы, является ведущим в русской послевоен­ной поэзии республики. «Пою мое Отечество, республику мою» — этим эпиграфом к сборнику «Родные к…[-->]

Сборник «Огни пятилетки»

     Сборник «Огни пятилетки» (1949) включает значительное число стихов, написанных в эти годы. Стихи отличаются жанровым многообразием. Они отражают чувство любви к Родине, к приро­де, к людям, полновластным хозяевам земли, …[-->]