Поэзия Ф. Моргуна

image

     Личность в стихах Ф. Моргуна — воплощение интересов наро­да, единства целей, стремлений к самоотверженному труду во имя процветания Родины. Характерно стихотворение «Деталь». Сле­сарь «стоит и ладонью проводит по грани» детали, любуясь ею. Он понимает, что его труд необходим для общего дела. В стихотворениях «Чертеж», «Смена», «Начало пути» и других показаны молодые рабочие, которые стремятся расширить свой кругозор, повысить уровень технических знаний. Труд открывает перед ними перспективу творческого научно-технического роста.

     Поэзия Ф. Моргуна отличается не только освоением новой те­мы, но и углубленным раскрытием образа человека труда. Харак­терен диалог в интонациях живой разговорной речи («Начало», «Смена», «Ошибка мастера»). «Разговорность» стиха придает ему лирическую взволнованность. Живость интонации достигается с помощью включения в диалог просторечий и профессионализмов. Допускается недоговоренность диалога, оборванность фразы. Поэт использует авторские уточнения, поправки, вопросы, непосредст­венные оценки, выражающие отношение лирического героя к вы­сказанному.

     В изображении труда поэт верен установившейся традиции освещения современности — в соотнесении с прошлым. Ветеран труда «седоволосый аксакал» («Ночной разговор»), старый шах­тер, знающий дореволюционную шахту («Старая фотография»), сегодня вдохновенно передают свой опыт молодым. Стихотворения проникнуты идеей преемственности поколений.

     В ряде стихотворений поэт показывает многообразное значе­ние труда. Трудовые достижения рабочих и колхозников обогаща­ют науку («На докладе в Академии»). Труд служит делу мира («Звезды на коврах»). Труд сплачивает народы, объединяет их в семью («От всего сердца», «Дружба» и др.).

     Автор создает образы современниц. Несмотря на некоторые издержки, чувствуется попытка дать женский характер в психологи­ческом плане. Лирический герой и лирическая героиня испытывают «единство мыслей и сердец веленье». «Мы с тобой живем одной мечтой, одной мечтой с друзьями и страной» («Раздумья»).

Заслуживает внимания творчество Н. Почивалина.

Герой Почивалина — «простой парень с открытым лицом, идущий в зной и ветер» на завод, на колхозное поле, в вуз. Это конкретный человек, в котором сочетаются простота и необыкно­венность.

В сборнике «Простые герои» (1953) поэт страстно отстаивает права простого человека быть героем поэтических произведений. В его раздумья, эмоции вместе с возросшим чувством националь­ной гордости вошла уверенность в превосходстве советского обще­ственного строя.

Социальная активность героя получила оценку в творчестве предшественников Н. Почивалина — Н. Титова, Ф. Моргуна. Почивалин стремится показать героя в действии, в борьбе с труд­ностями и их преодолении. Типичная фигура в ряду простых и в то же время необыкновенных людей у Н. Почивалина — инженер («Стихи об инженере»). Поэт склонен к сюжетной лирике со стро­го организованным повествовательным сюжетом, с конкретно дей­ствующим персонажем. Он сообщает биографические сведения о герое, рисует отдельные детали портрета, но главное внимание уделяет его повседневной трудовой жизни, его мыслям и чувствам.

В стихотворении «Геолог» поэт показывает, какое умственное и физическое напряжение выдерживает герой на пути к цели. Ха­рактер дается через поступок, речевую характеристику и отдельные детали портрета:

Ложились морщинки резкие

На лоб его пыльный в ряд,

Сек его дождь и ветер,

Но, потеряв покой

И все позабыв на свете,

Орудовал он киркой

И фразу твердил одну: «Найду».

Следует отметить «твердость» стиха, строгость интонации, соответствующей содержанию.

Герои Почивалина разведывают недра, добывают руду, уголь, ведут поезда, строят города, заводы, убирают хлеб. Труд каждого значителен и радостен.

Через всю поэзию Н. Почивалина проходит образ Женщины: учительницы в одноименном стихотворении, певицы, актрисы Жамал («В театре»). Поэт воспевает их красоту и самоотвержен­ность в труде.

Н. Почивалин создает производственные пейзажи, что было характерно для поэзии тех лет. Пейзажи строятся по принципу противопоставления прошлого и настоящего. В прошлом в без­людье «Здесь ветер особенно был проворен, /Пыль оседала плас­том…». Вырос завод, в результате труда изменился пейзаж, протя­нулись провода высоковольтных линий, «гулом и песнями воздух наполнен» («Завод»).

Ярко выраженное внимание к результатам труда, к общест­венной сути человека свидетельствует об односторонности, о нару­шении в процессе типизации необходимого сочетания социального и индивидуального.

Н. Почивалин, в отличие от своих предшественников, пытается проследить характер в длительном процессе развития, избрав жанр баллады («Баллада о машинисте»). Она посвящена депутату Вер­ховного Совета Казахской ССР Б. Иманову, который прошел путь от пастуха до машиниста — Героя Социалистического Труда.

Повествование строится по узловым моментам жизни без «ав­торского» вмешательства: детство героя, строительство железной дороги, учеба, трудовой подвиг. Автор стремится к строгому отбо­ру материала. Он показывает героя в действии, в стремлении к цели, в отношении к Родине, к окружающему миру.

Герой поэзии Л. Скалковского — человек, испытанный вой­ной, судьба которого в условиях мирного труда неотделима от судьбы Родины. Это офицер запаса, солдат, летчик, ротный, танкист, истосковавшийся по мирному труду. Труд стал полем сра­жения. Герой, исполняющий обязанности, уподобляется солдату. «В тебе встает былой солдат», — пишет автор о героях-фронтови­ках («Кто на войне солдатом был…»).

Поэт отмечает активный характер современника, отстоявшего страну в борьбе с фашизмом. В новых исторических условиях учас­тие в мирном труде служит критерием нравственной оценки героя.

Предколхоза, бывший ротный,

«Нажми!» — команду подает,

И сам копну поддел на вилы,

Прикинув план и срок в уме.

Как будто в бой готовил силы

На дальних подступах к зиме.

«Давно ли здесь шумели травы…»

Л. Скалковский поставил проблемы, которые волновали при­шедших с войны. Это жажда творчества, готовность включиться в первых рядах в наступление на мирном фронте. Летчик в грозу, рискуя жизнью, совершает перелет в отдаленный совхоз, чтоб во­время доставить семена для весеннего сева («Весенние дожди»). Бывший солдат три нормы выжал из станка, чтобы «цвела стра­на» («Светлый путь»).

В образе фронтовика дан нравственный идеал, с которым све­ряется сегодняшний день. Советский человек, за плечами которого стояли скрепленные кровью годы фронтового братства, стал отзыв­чивее, заинтересованнее чужой судьбой. Поэт запечатлел зарож­дение в солдатских сердцах большой мечты о коммунизме и о про­чем мире, который «как кислород, горенью творческому нужен» («Защитим детство»).

С темой труда неразрывно связана тема мира. Поэты при­зывали к политической бдительности, к укреплению обороноспо­собности страны. Форма и способы выражения темы разнообразны. Одни поэты обращались к международным событиям, другие ста­рались раскрыть психологию поджигателей войны. Большинство поэтов стихи о мире нацеливали на задачи восстановительного пе­риода. Дорога к миру — это дорога самоотверженного созида­тельного труда (П. Богданов «Дорога к миру»). Д. Рябуха при­зывает современников поставить подпись под воззванием мира «ударной работой» («За мир во всем мире»).

Поэты оптимистично верят в мир, потому что дело сохране­ния мира — в руках фронтовика-солдата.

«Нам, кто в живых ос­тался,

Мир охранять предстоит»,

— писал поэт Л. Кривощеков.

«И пусть помнят там, за океаном синим,

О сердце нерастрелянном моем.

Тупая злоба их опять бессильна

Перед его святым огнем» («Я о любви пишу»).

Злободневность произведений, соединение лирики с публицис­тикой свидетельствуют о гражданственности поэзии, хотя стихам порой недостает страстности, энергии, которыми отличается поли­тическая лирика К. Симонова, А. Суркова, С. Вургуна, М. Турсун-Заде, Л. Арагона, Н. Хикмета.

Стихи русских поэтов Казахстана на международные темы по ритму и четкости близки к ораторской речи. Чаще всего это поэти­ческое обращение, внутренний монолог в ораторских интонациях с использованием вопросов, восклицаний: «Что, скажи мне, сделал ты, ровесник, /Чтоб беду в пути остановить?» Так обращается к молодежи США Н. Почивалии в стихотворении «Моему ровес­нику».

Стихотворения, призывающие к борьбе за мир, переплетаются с произведениями о пролетарском интернационализме. «Баллада о пароходе», «Караганда» А. Брагина в реалистической манере повествуют о братской помощи советских людей голодающему Мадрасу. А. Лемберг в стихотворении «Бессмертие», Р. Трофимов в стихотворении «Девушка из Вьетнама» рассказывают о любви к стране социализма народов Кореи и Вьетнама, борющихся за свое освобождение.

П. Кузнецов и Л. Кривощекова

     Для русских поэтов-казахстанцев характерны размышления о творческом опыте Лермонтова, Пушкина, Маяковского, Абая. Сти­хи, посвященные деятелям русской и казахской литературы, содер­жат общеизвестные биографические да…[-->]

Поэтическое творчество В. Гордиенко

     Основная черта молодого поколения в поэтическом творчестве В. Гордиенко — это зрелость, нашедшая выражение в дружбе от­цов и «мужающих детей». Готовность молодежи продолжать трудовые традиции 20—30-х годов убедительно по…[-->]

Поэма В. Копытина «Жакан»

     Дружба народов находит патетическое решение и в жанре «слова» («Слово о Казахстане», «Слово о пустыне» П. Богданова) и поэмы («Жакан» В. Копытина).      В «Слове о пустыне» — поэт показывает, как оживает…[-->]

Обращение к историческому прошлому Родины

     Обращение к историческому прошлому Родины характерно для всей советской поэзии. Героические традиции живут в лирике казахстанских поэтов послевоенного десятилетия. Период граждан­ской войны становится предметом поэтическ…[-->]

Поэтический образ зари

     В стихах появляется поэтический образ зари. «Заря за ок­ном» — радостным вестник мирного трудового дня. «Зорюют голу­би» — традиционный символ мирной жизни. И «край зорсвой», и «не спится солдату до зари». Радость жи…[-->]

Тематика первых книг

     Автобиографический элемент выдвигается на первый план. У лирического героя те же переживания, что и у поэта-фронтовика, возвратившегося к мирному труду: необычная острота восприятия природы, родных мест, умение находить прек…[-->]