Повесть «Крутизна».

image

     По трудному подъему, по крутизне шел путь трудового народа к новой жизни. Свою повесть об этом Дмитрий Черепанов так и назвал: «Крутизна». Тревожный пейзаж (пронизывающие тучи молнии, дым от горящих лесов) как-то подготавливает читателя к определенному восприятию нарисованных писателем далее картин жизни. События развертываются в Восточном Казахстане, где в огне гражданской войны боролись между собой силы старого и нового мира. Центральный герой повести Артем Берестов проходит школу политического воспитания под руководством своего отца — революционера-подпольщика, а также бывшего питерского рабоче­го, командира отряда «Горных орлов», организатора коммун на Алтае Изота Юрьева. Молодое поколение принимает эстафету старших борцов за построение нового общества. Теперь Артем вме­сте с другими борется против кулачества, за создание коллектив­ных хозяйств. И ему порой приходилось браться за оружие, чтобы обезвредить и уничтожить действовавшую в округе банду. Сами события заставляли многих людей задуматься, занять определен­ную позицию. Они перестали выжидать и присматриваться, потя­нулись к новому. Свою работу развернули партийная ячейка и ком­сомольская организация деревни Крутая, где происходят события. Кулаков выселили, люди вступают в колхоз. Обновление жизни подчеркивается финалом. В свои права вступает весна, колхозни­ки пашут. Артем садится за руль поравнявшегося с ним трактора. «Трактор шел вперед. Артем …осмотрел холмистые просторы. Ве­сенний день сиял золотом, солнечный ливень все падал и падал на горячую землю».

     Перед читателем проходит немало событий, жизненных исто­рий, персонажей. На первый план выдвинута фигура Артема Бере­стова, ему отведено в повести много места. Однако, к сожалению, он не стал значительным художественным образом, который орга­низует сюжетные отношения, ведущий конфликт произведения. Ав­тор озабочен прежде всего тем, чтобы показать движение социаль­но-исторических событий, классовой борьбы в период гражданской войны и революционного переустройства деревни, как бы забывая о том, что главное в литературе — изображение человека, создание характера. К тому же, обратившись к довольно широко разрабо­танной в советской литературе теме, он не привнес в ее разработку, в сущности, ничего нового, на многом в повести лежит печать вторичности.

     В послевоенный период возрождения и налаживания народ­ного хозяйства экономические и производственно-технические проб­лемы не могли не волновать народ и его художников, поэтому в тот период, быть может, они занимали в художественных произве­дениях несколько больше места, чем сегодня… «В условиях после­военного восстановления экономического потенциала специальные вопросы заняли слишком большое место в жизни общества, чтобы художественная литература могла их обходить». Но главным в искусстве слова всегда, разумеется, является человек, его жизнен­ная позиция, его отношение к труду как основе жизни.

Повесть

     В новую полосу своего развития вступила русская повесть Казахстана. Широко в ней представлены произведения о войне. Тему войны разрабатывали и опытные художники, и начавшие писать во время войны молодые литераторы, и многие …[-->]

Комиссар Скоробогат-Лисовский

     Комиссар Скоробогат-Лисовский в повести Д. Снегина «На дальних подступах» является душой полка. Он всюду успевает побывать, всегда в курсе всех дел, постоянно оптимистически наст­роен, умеет ободрить воинов хорошим слово…[-->]

Повесть «Светлый край»

     После войны во всей советской многонациональной литерату­ре появляется немало книг о непростом процессе перехода к мирно­му труду. Мирная жизнь была настолько желанной и так не­сравнимой с тем, что фронтовикам и …[-->]

Новый вариант повести

     Новый вариант повести «На дальних подступах» завершают слова не названного по имени генерала: «Здесь, на дальних под­ступах к Берлину, мы начинаем бой на полный разгром гитлеров­ской армии». Д. Снегин пишет новую пов…[-->]

Жанр биографической повести

     Военная повесть в первое послевоенное десятилетие в русской казахстанской литературе была представлена не только произведе­ниями, созданными на основе собственного жизненного опыта пи­сателя, как у Д. Снегина, но и в…[-->]

Повесть «Зори над городом»

     О социальном поведении людей, их отношении к экономиче­ским, производственно-техническим проблемам рассказывает в своей повести «Зори над городом» Николай Пичугин. Действие в ней развертывается в первый послевоенный год.…[-->]