Повесть «Крутизна».

image

     По трудному подъему, по крутизне шел путь трудового народа к новой жизни. Свою повесть об этом Дмитрий Черепанов так и назвал: «Крутизна». Тревожный пейзаж (пронизывающие тучи молнии, дым от горящих лесов) как-то подготавливает читателя к определенному восприятию нарисованных писателем далее картин жизни. События развертываются в Восточном Казахстане, где в огне гражданской войны боролись между собой силы старого и нового мира. Центральный герой повести Артем Берестов проходит школу политического воспитания под руководством своего отца — революционера-подпольщика, а также бывшего питерского рабоче­го, командира отряда «Горных орлов», организатора коммун на Алтае Изота Юрьева. Молодое поколение принимает эстафету старших борцов за построение нового общества. Теперь Артем вме­сте с другими борется против кулачества, за создание коллектив­ных хозяйств. И ему порой приходилось браться за оружие, чтобы обезвредить и уничтожить действовавшую в округе банду. Сами события заставляли многих людей задуматься, занять определен­ную позицию. Они перестали выжидать и присматриваться, потя­нулись к новому. Свою работу развернули партийная ячейка и ком­сомольская организация деревни Крутая, где происходят события. Кулаков выселили, люди вступают в колхоз. Обновление жизни подчеркивается финалом. В свои права вступает весна, колхозни­ки пашут. Артем садится за руль поравнявшегося с ним трактора. «Трактор шел вперед. Артем …осмотрел холмистые просторы. Ве­сенний день сиял золотом, солнечный ливень все падал и падал на горячую землю».

     Перед читателем проходит немало событий, жизненных исто­рий, персонажей. На первый план выдвинута фигура Артема Бере­стова, ему отведено в повести много места. Однако, к сожалению, он не стал значительным художественным образом, который орга­низует сюжетные отношения, ведущий конфликт произведения. Ав­тор озабочен прежде всего тем, чтобы показать движение социаль­но-исторических событий, классовой борьбы в период гражданской войны и революционного переустройства деревни, как бы забывая о том, что главное в литературе — изображение человека, создание характера. К тому же, обратившись к довольно широко разрабо­танной в советской литературе теме, он не привнес в ее разработку, в сущности, ничего нового, на многом в повести лежит печать вторичности.

     В послевоенный период возрождения и налаживания народ­ного хозяйства экономические и производственно-технические проб­лемы не могли не волновать народ и его художников, поэтому в тот период, быть может, они занимали в художественных произве­дениях несколько больше места, чем сегодня… «В условиях после­военного восстановления экономического потенциала специальные вопросы заняли слишком большое место в жизни общества, чтобы художественная литература могла их обходить». Но главным в искусстве слова всегда, разумеется, является человек, его жизнен­ная позиция, его отношение к труду как основе жизни.

Повесть «На дальних подступах»

     Д. Снегин и соответственно рассказчик в повести «На дальних подступах» в изображаемый отрезок времени прошли путь от ко­мандира батареи до командира артиллерийского дивизиона. И в пределах этих подразделений автор доволь…[-->]

Гали Нуржанов

     Вчерашний фронтовик Гали Нуржанов выступает против при­знаков некоторой расслабленности после одержанной над фашис­тами победы. «В нашем коллективе есть демобилизационные наст­роения: отвоевались, мол, теперь и о…[-->]

Итоги

     В передовой статье «Задачи писателей Казахстана» альмана­ха «Казахстан» справедливо подчеркивалось, что «где бы ни был русский литератор, он обязан, как подлинный советский писатель, создавать полноценные художественные …[-->]

Повесть «Светлый край»

     После войны во всей советской многонациональной литерату­ре появляется немало книг о непростом процессе перехода к мирно­му труду. Мирная жизнь была настолько желанной и так не­сравнимой с тем, что фронтовикам и …[-->]

Повесть

     В новую полосу своего развития вступила русская повесть Казахстана. Широко в ней представлены произведения о войне. Тему войны разрабатывали и опытные художники, и начавшие писать во время войны молодые литераторы, и многие …[-->]

Повесть «Точка опоры»

     Отдельных писателей привлекла история колхозного строя. В 1952 году Василий Ванюшин публикует повесть «Точка опоры» о создании первых коллективных хозяйств. В ней параллельно ри­суются две разные по своей социальной сущн…[-->]