Повесть «Светлый край»

image

     После войны во всей советской многонациональной литерату­ре появляется немало книг о непростом процессе перехода к мирно­му труду. Мирная жизнь была настолько желанной и так не­сравнимой с тем, что фронтовикам и труженикам тыла пришлось пережить в пору военного лихолетья, что люди готовы были отно­ситься к сложностям послевоенного периода снисходительно. Эта тенденция коснулась и литературы, некоторые авторы желаемое выдавали за действительное, сглаживали имеющиеся в жизни про­тиворечия и трудности. Родилась нанесшая серьезный вред разви­тию искусства ошибочная теория бесконфликтности.

     Примером лакировки действительности являются повести С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды» и «Свет над землей». В повести казахстанского писателя Г. Дружинина «Желанные чер­ты» вчерашняя школьница Груня Шапкина выращивает небыва­лый урожай свеклы, побивает все рекорды, становится Героем Социалистического Труда. На пути героини нет никаких серьезных препятствий, ей, в сущности, не с кем и незачем бороться, в «конф­ликт» она вступает лишь с силами природы.

     Североказахстанский писатель Борис Петров в повести «Свет­лый край» затрагивает важные и злободневные для своего вре­мени вопросы развития сельскохозяйственного производства, в ча­стности роли в нем машинно-тракторных станций. Ведущей явля­ется идея о том, что вопросы хозяйственно-экономические и духов­но-нравственные надо и можно решать только в комплексе, в ди­алектической взаимосвязи и взаимообусловленности.

     Частоозерская МТС уже не первый год работает плохо, из-за чего страдают колхозы.

     Но автор повести, подметив некоторые упущения в работе МТС, пытается объяснить их лишь личными качествами, плохими организаторскими способностями ее директора. Намечавшийся в книге мотив необходимости серьезной борьбы с мнимым благопо­лучием в сельском хозяйстве приглушается, недоработки и орга­низационные неполадки быстро выправляются. Автор не учел того, что поэтизация труда и человека-созидателя, творца вовсе не пред­полагает ухода от серьезных жизненных противоречий, трудностей, сложностей. Наоборот, в них надо углубиться, раскрыть с целью изживания, преодоления. Пафос утверждения советской действи­тельности заключается в отображении правды жизни и не означает ее приукрашивания, лакировки.

Повесть «Крутизна».

     По трудному подъему, по крутизне шел путь трудового народа к новой жизни. Свою повесть об этом Дмитрий Черепанов так и назвал: «Крутизна». Тревожный пейзаж (пронизывающие тучи молнии, дым от горящих лесов) как-то подготавлив…[-->]

Жанр биографической повести

     Военная повесть в первое послевоенное десятилетие в русской казахстанской литературе была представлена не только произведе­ниями, созданными на основе собственного жизненного опыта пи­сателя, как у Д. Снегина, но и в…[-->]

Итоги

     В передовой статье «Задачи писателей Казахстана» альмана­ха «Казахстан» справедливо подчеркивалось, что «где бы ни был русский литератор, он обязан, как подлинный советский писатель, создавать полноценные художественные …[-->]

Повесть «Точка опоры»

     Отдельных писателей привлекла история колхозного строя. В 1952 году Василий Ванюшин публикует повесть «Точка опоры» о создании первых коллективных хозяйств. В ней параллельно ри­суются две разные по своей социальной сущн…[-->]

Гали Нуржанов

     Вчерашний фронтовик Гали Нуржанов выступает против при­знаков некоторой расслабленности после одержанной над фашис­тами победы. «В нашем коллективе есть демобилизационные наст­роения: отвоевались, мол, теперь и о…[-->]

Повесть

     В новую полосу своего развития вступила русская повесть Казахстана. Широко в ней представлены произведения о войне. Тему войны разрабатывали и опытные художники, и начавшие писать во время войны молодые литераторы, и многие …[-->]