Повесть «Точка опоры»

image

     Отдельных писателей привлекла история колхозного строя. В 1952 году Василий Ванюшин публикует повесть «Точка опоры» о создании первых коллективных хозяйств. В ней параллельно ри­суются две разные по своей социальной сущности семьи. В основе развертывающегося в книге конфликта лежит противоречие между новым и старым миром. Сквозной является идея о том, что пере­делка жизни, судьба и счастье трудового народа находятся в его собственных руках, что трудящийся люд под руководством Ком­мунистической партии в условиях социалистического общественно­го строя на основе кооперирования сельского хозяйства создает свое светлое будущее.

     В. Ванюшину удалось нарисовать трудовой народ как актив­ную социально-историческую силу, во главе которой стоят верные ленинцы. Трудолюбивый крестьянин, хороший человек Степан Ро­дин приходит к убеждению, что для коренного улучшения жизни существует единственный путь: объединить маломощные хозяйства в одно сильное. Но он считает, что на здешних бедных землях, тем более в условиях их сурового климата, коллективное хозяйство соз­дать нельзя. Приехавший сюда коммунист Кругалев помог Степа­ну понять свое заблуждение. Родин становится одним из застрель­щиков создания колхоза, горячо убеждает односельчан в том, что «колхоз — точка опоры в нашей жизни», «опора социализма в де­ревне». Коллективное хозяйство было создано, председателем его избрали Степана Родина. Вставший на верный путь Степан вырас­тает как личность. А яростный противник новой жизни и колхозно­го строя богатей Лука Тиунов, напротив, деградирует во всех от­ношениях, становится на путь вредительства и преступлений, и его закономерно настигает справедливое возмездие.

     Представляется художественной удачей В. Ванюшина парал­лельное развитие двух важных тем: борьбы разбуженных револю­цией людей против классовых врагов и одновременно борьбы с противостоящими человеку силами природы. …На деревню Холмы, где развертывается действие повести, наступают пески, которые грозят засыпать дома и пригодную для возделывания землю. Степан Ро­дин организует борьбу против стихийных сил природы, вместе с односельчанами озеленяет сопку Песчанку, откуда идут беды. За­шумевшая в конце книги буйная поросль на песчаном холме при­обретает символическое значение: расцветает вся жизнь людей труда, этот расцвет обеспечили Советская власть, Коммунистиче­ская партия, коллективные способы хозяйствования, которые и яв­ляются для людей-тружеников точкой опоры (так озаглавлена по­весть).

     Писатель создает правдивый и выразительный образ комму­ниста, секретаря партячейки в Холмах — Кругалева, направленно­го сюда на партийную работу. Ему пришлось много и напряженно потрудиться, чтобы наладить дела в деревне, ликвидировать пере­гибы при создании колхоза. Он продуманно, со всей душой, как что-то очень дорогое для него, неуклонно проводит политику партии в жизнь, выступает не за принуждение при вступлении людей в колхоз, а за убеждение, но в то же время за самую жесткую поли­тику в отношении к кулакам, и это, говорит он, будет «наш проле­тарский гуманизм» во имя людей труда. Кругалев сумел завоевать симпатии и доверие людей, сделать партийную ячейку действенной силой на селе, потому-то и вступает в нее Степан Родин. Трудно понять художественную логику автора повести, неожиданно вык­лючившего Кругалева из развития действия. По излечении после покушения на него кулаков и их прихвостней он уезжает на кур­сы, потом работает секретарем райкома партии и в Холмы больше не возвращается. Можно предположить, что тем самым автор хо­чет выразить мысль, что в колхозном селе выросли местные пар­тийцы, поэтому в Кругалеве уже нет нужды, однако это не полу­чило четкого воплощения.

     Конец повести скомкан, написан в откровенно информацион­ном стиле. В. Ванюшин продлил действие до послевоенного време­ни, хотя уже, в сущности, все основные узлы им развязаны, судьбы людей определены. Потому как некий ненужный довесок воспри­нимается сделанное скороговоркой сообщение о больших достиже­ниях колхоза в Холмах, а также мимоходная информация о том, что «небывалой грозой разразилась над страной война», о после­военной жизни колхозного села.

Гали Нуржанов

     Вчерашний фронтовик Гали Нуржанов выступает против при­знаков некоторой расслабленности после одержанной над фашис­тами победы. «В нашем коллективе есть демобилизационные наст­роения: отвоевались, мол, теперь и о…[-->]

Повесть

     В новую полосу своего развития вступила русская повесть Казахстана. Широко в ней представлены произведения о войне. Тему войны разрабатывали и опытные художники, и начавшие писать во время войны молодые литераторы, и многие …[-->]

Талгат

     Талгат показан на фронте в динамике. Он рос не только как мастер военного искусства; здесь продолжалось формирование его как личности, его гражданское, политическое, духовно-нравствен­ное созревание. Закономерным стало в…[-->]

Комиссар Скоробогат-Лисовский

     Комиссар Скоробогат-Лисовский в повести Д. Снегина «На дальних подступах» является душой полка. Он всюду успевает побывать, всегда в курсе всех дел, постоянно оптимистически наст­роен, умеет ободрить воинов хорошим слово…[-->]

Высокие духовно-нравственные качества героев

     Писатель показал высокие духовно-нравственные качества своих героев. Ему важно не только то, что совершил тот или иной герой, но и как он это сделал. Цыганок даже не допускает мысли, что его поступок является героическим. Он…[-->]

Жанр биографической повести

     Военная повесть в первое послевоенное десятилетие в русской казахстанской литературе была представлена не только произведе­ниями, созданными на основе собственного жизненного опыта пи­сателя, как у Д. Снегина, но и в…[-->]