Повесть

image

     В новую полосу своего развития вступила русская повесть Казахстана. Широко в ней представлены произведения о войне. Тему войны разрабатывали и опытные художники, и начавшие писать во время войны молодые литераторы, и многие до этого не обращавшиеся к художественному творчеству фронтовики.

     Первым значительным произведением о войне в русской казах­станской послевоенной прозе стала повесть Д. Снегина «На даль­них подступах». До этого, в предвоенные, военные и первые после победы годы, Снегин выступал в основном как поэт и журналист. На фронте он был артиллерийским офицером знаменитой 316-й (преобразованной потом в 8-ю гвардейскую) Панфиловской диви­зии, героически защищавшей подступы к Москве, а затем вместе со всей Советской Армией громившей врага на других фронтах.

     События в повести «На дальних подступах» движутся ходом самой жизненной действительности, поэтому ее композиция неза­мысловата. Повествование ведется от первого лица, и это не литера­турный прием, а рассказ Д. Снегина об определенном отрезке сво­ей собственной жизни, о пройденном им вместе с Панфиловской дивизией боевом пути. Однако у писателя нет стремления говорить лишь о себе, при всяком удобном случае выдвигать себя на первый план; наоборот, нередко он неоправданно мало рассказывает о самом себе. Автор повести, как представляется, задался целью по­ведать о людях своего дивизиона, родного артиллерийского полка и в определенной мере о героическом пути Панфиловской дивизии, о своих боевых товарищах, обо всем, в чем ему пришлось участ­вовать и чему довелось быть свидетелем. Книга относится к возник­шему в советской литературе интересному жанровому образованию повести «бывалых людей», сочетающей в себе личный опыт автора и объективное изображение реальной действительности с элементами документализма.

     В повести выведены разные персонажи: и реальные лица под собственными именами, и персонажи с вымышленными именами, но имеющие прототипов в жизни, и созданные фантазией литера­тора обобщенно-собирательные образы. Введены в книгу некото­рые документальные материалы, описываются отдельные реальные случаи, иногда указываются даты, когда они произошли. Документализм является естественной, вызванной жизнью эстетической ка­тегорией, выступает источником правды, существенной чертой реа­листического отображения фронтовой действительности.

     В мемуарно-документальных произведениях очень важны роль и позиция самого автора-повествователя — активного и непосред­ственного участника изображаемого. Ведь он не только рассказы­вает о том, что было, но и выражает к нему свое отношение, ана­лизирует, дает оценку. Поэтому чрезвычайно важно то, каковы объем и качество знаний автора, уровень и глубина понимания отображаемого им, умение анализировать и синтезировать жизнен­ные явления. Войну можно видеть по-разному: отдельное сраже­ние, ту или иную важную операцию, весь ход войны в целом; ее можно видеть глазами рядового бойца, командира взвода из око­па или с командного пункта командующего армией. Понятно, что многое будет восприниматься и оцениваться неодинаково.

Повести о детях войны

     Появились в тот период произведения о детях, по-разному со­прикоснувшихся с войной. Особенно распространенной была тема необходимости и благотворности душевной ласки к этим психиче­ски легко ранимым маленьким людям, …[-->]

Повесть «Зори над городом»

     О социальном поведении людей, их отношении к экономиче­ским, производственно-техническим проблемам рассказывает в своей повести «Зори над городом» Николай Пичугин. Действие в ней развертывается в первый послевоенный год.…[-->]

Повесть «На дальних подступах»

     Д. Снегин и соответственно рассказчик в повести «На дальних подступах» в изображаемый отрезок времени прошли путь от ко­мандира батареи до командира артиллерийского дивизиона. И в пределах этих подразделений автор доволь…[-->]

Повесть «Точка опоры»

     Отдельных писателей привлекла история колхозного строя. В 1952 году Василий Ванюшин публикует повесть «Точка опоры» о создании первых коллективных хозяйств. В ней параллельно ри­суются две разные по своей социальной сущн…[-->]

Талгат

     Талгат показан на фронте в динамике. Он рос не только как мастер военного искусства; здесь продолжалось формирование его как личности, его гражданское, политическое, духовно-нравствен­ное созревание. Закономерным стало в…[-->]

Итоги

     В передовой статье «Задачи писателей Казахстана» альмана­ха «Казахстан» справедливо подчеркивалось, что «где бы ни был русский литератор, он обязан, как подлинный советский писатель, создавать полноценные художественные …[-->]