Повести о детях войны

image

     Появились в тот период произведения о детях, по-разному со­прикоснувшихся с войной. Особенно распространенной была тема необходимости и благотворности душевной ласки к этим психиче­ски легко ранимым маленьким людям, попавшим в детские дома, в чужие семьи, в необычные для них обстоятельства.

     Эта тема лежит в основе повести И. Шабаева «У самого сине­го моря». Начинаются события на оккупированной фашистами территории, но главным образом протекают в городе Балхаше (озе­ро Балхаш и является «синим морем»). Жестоко обошлась судьба с девятилетним Славой Дехтяревым; фашисты уничтожили его родственников, тяжело ранили самого мальчика. Отец его на фрон­те. После освобождения этой местности от фашистов детей-сирот отправили в тыл. Славу взял в свою семью дедушка Коппай, окружил его вниманием и лаской. У мальчика завязалась дружба с ребятами разных национальностей. Тяжело было старому Коппаю расставаться со Славой, когда за ним приехал его родной отец. В повести звучат идеи гуманизма, интернационализма, общности жизни и дружбы советских народов.

     Большой популярностью у детей всегда пользуется приключен­ческая литература. В этом жанре написали повесть «Голубая пе­щера» казахстанские писатели М. Зверев и О. Мацкевич. Произ­ведение занимательно, содержит интересный, познавательный ма­териал.

     Появилась и научно-фантастическая повесть для детей — «Не­обычайное путешествие» В. Кузнецовой. Автором использован интересный способ введения познавательного материала. Крупный ученый астро-ботаник академик Гавриил Адрианович Тихов (ре­альное лицо) рассказал детям об истории земли, о происхождении и развитии на ней жизни, о значении труда в появлении и эволю­ции человека. Затем ребята пошли в Головному арыку (действие происходит в Алма-Ате), нечаянно нанюхались испарений какого-то диковинного гриба — и вдруг перенеслись в далекое прошлое, последовательно побывали в разных социально-экономических фор­мациях, во многих странах и даже в Алма-Ате будущего. В финале же оказалось, что все это приснилось пионеру Васе. Прием сна позволил автору провести детей, а вместе с ними и читателя по всей человеческой истории.

     Книга занимательна и поучительна, является своеобразным беллетризованным изложением развития человеческого общества. В. Кузнецова во вступлении «От автора» пишет: «Читателя прошу учесть, что фантастический элемент книги относится только к ее форме. Содержание же ее построено на данных нашей науки». Ав­тор обладает хорошим даром воображения, создает впечатляющие картины далекого и недавнего прошлого. Правда, не совсем удач­ной представляется попытка заглянуть в будущее нашего общества.

     Детская литература в русской казахстанской прозе, как видим, также продолжает развиваться и совершенствоваться, шире стано­вится ее тематика, разнообразнее художественные средства.

Повесть «Точка опоры»

     Отдельных писателей привлекла история колхозного строя. В 1952 году Василий Ванюшин публикует повесть «Точка опоры» о создании первых коллективных хозяйств. В ней параллельно ри­суются две разные по своей социальной сущн…[-->]

Талгат

     Талгат показан на фронте в динамике. Он рос не только как мастер военного искусства; здесь продолжалось формирование его как личности, его гражданское, политическое, духовно-нравствен­ное созревание. Закономерным стало в…[-->]

Гали Нуржанов

     Вчерашний фронтовик Гали Нуржанов выступает против при­знаков некоторой расслабленности после одержанной над фашис­тами победы. «В нашем коллективе есть демобилизационные наст­роения: отвоевались, мол, теперь и о…[-->]

Повесть «Светлый край»

     После войны во всей советской многонациональной литерату­ре появляется немало книг о непростом процессе перехода к мирно­му труду. Мирная жизнь была настолько желанной и так не­сравнимой с тем, что фронтовикам и …[-->]

Жанр биографической повести

     Военная повесть в первое послевоенное десятилетие в русской казахстанской литературе была представлена не только произведе­ниями, созданными на основе собственного жизненного опыта пи­сателя, как у Д. Снегина, но и в…[-->]

Итоги

     В передовой статье «Задачи писателей Казахстана» альмана­ха «Казахстан» справедливо подчеркивалось, что «где бы ни был русский литератор, он обязан, как подлинный советский писатель, создавать полноценные художественные …[-->]