Роман Н. Анова «Крылья песни»

image

     В 1956 году вышел новый исторический роман Н. Анова «Крылья песни», переизданный в 1975 году без существенных изменений.

     Писатель воспроизводит историческую обстановку середины 20-х годов нашего века в Казахстане. Социальные преобразования, в частности, передел сенокосных угодий, обострение классовой борь­бы в казахском ауле, привели к столкновению интересов различ­ных социальных слоев.

     Сюжет романа «Крылья песни» построен на событиях, связан­ных с организацией казахского драматического театра и других очагов новой, социалистической культуры. В нем воссозданы коло­ритные образы деятелей казахского театрального искусства, пока­зано своеобразие айтыса акынов, отображены их взгляды на пред­назначение песенной поэзии. В романе привлекают бытовые зари­совки, сцены национальных игр и состязаний.

     Главные герои «Крыльев песни» — реальные личности. Сюжет­ное построение романа таково, что внешнее действие постепенно раскрывает черты действующих лиц, их взаимоотношения. Они — представители народа, с разными характерами и судьбами.

     Муса Базанов показан как самобытный, национальный харак­тер. В нем гармонично сочетается талант поэта и певца импрови­затора и композитора. Творчество Мусы Базанова формировалось под влиянием традиций казахского фольклора. Его духовный мир обогащен знанием восточных и русских классиков, а также про­изведений советских поэтов.

     В состязании Мусы Базанова с акыном Сайдахметом раскры­ваются разные взгляды на эстетический идеал, на предназначение искусства в жизни. Для Сайдахмста идеал — «казахская степь, тихая, спокойная, счастливая». Произведениям Мусы Базанова свойственны призыв к свету, культуре, воспевание правды ленин­ских слов, неразделимость гуманного и гражданского, эпического и эстетического. На страницах «Крылья песни» встречаются стихи Мусы Базанова, публицистически заостренные, и строки, исполнен­ные сатиры, с размышлениями акына о времени, о высоком нравст­венном долге человека, и страстно-лирические, посвященные люб­ви. Его сатира направлена против носителей зла, против привер­женцев старого. Вместе с тем в его песнях воплощается все свет­лое, прекрасное в жизни, что принесла в собой Великая Октябрь­ская революция. Его импровизации отличаются идейной направ­ленностью, совершенством формы в стиле устно-поэтического твор­чества. Все это органически вытекает из сюжета романа.

Обострение классовых противоречий

     В развитии сюжетных линий писатель изображает обострение классовых противоречий в ауле. Скупыми, но выразительными штрихами Снегин рисует людей из среды казахской бедноты. Так, Ораз — человек умный, душевный, многое испытавш…[-->]

Роман Павла Кузнецова «Человек находит счастье»

     Роман другого казахстанского писателя Павла Кузнецова «Че­ловек находит счастье» (1953) относится к жанру историко-биографического. В нем повествуется о судьбе не только главного героя, но и народных масс, об их думах, ч…[-->]

Проблема нового человека

     Художественно разработана проблема нового человека, пред­ставителя трудовой казахской интеллигенции, в лице Токаша Бокина, одного из центральных героев романа, выходца из бедняцкой семьи, воспитанника Верненской гимназии…[-->]

Литература первого послевоенного десятиления

     Интерес к героическому прошлому народов нашей страны, выразившийся в годы войны, сказался на развитии романного жан­ра. Поиск параллелей героизма, проявленного в борьбе с захват­чиками, для понимания его истоков прив…[-->]

Пейзажные зарисовки, национальный колорит

     Одним из сильных художественных средств в романе являют­ся пейзажные зарисовки. Автор живописует своеобразие природы Семиречья с ее горами, вечными снегами на вершинах, фруктовы­ми рощами, плодородными долинами и нео…[-->]

Основные образы

     Автор рисует сцену мастерского исполнения Амре Кашаубаевым казахских народных песен, вызвавших всеобщее восхищение. С помощью точных слов, метких сравнений и метафор он оттеняет их национальный колорит. «Сила голоса певца на…[-->]