Роман Павла Кузнецова «Человек находит счастье»

image

     Роман другого казахстанского писателя Павла Кузнецова «Че­ловек находит счастье» (1953) относится к жанру историко-биографического. В нем повествуется о судьбе не только главного героя, но и народных масс, об их думах, чаяниях, устремлениях. Писатель показывает человеческую судьбу как судьбу народную не в отрыве от эпохи, а в тесной связи с ней. При этом внимание акцентирует­ся на острых драматических ситуациях, на глубоком раскрытии характеров центральных героев.

     Действие развертывается в 1845—1860 годах. Это был важный период в жизни казахского народа, когда завершилось присоедине­ние Казахстана к России. П. Кузнецов правдиво отобразил прош­лое как историю трудового народа, историю его борьбы против внутренних угнетателей и против кокандских феодалов.

     Сюжет романа «Человек находит счастье» отражает процесс формирования мироощущений юного Джамбула, становление творческой личности и в то же время противоборство социальных сил, столкновение характеров. Писатель вскрывает причины, поро­дившие тс или иные конфликты, проникает в духовный мир чело­века, воспроизводит внешние обстоятельства, в которых приходит­ся действовать героям. Кузнецов поднимает вопрос о взаимоотно­шениях личности и общества, причем нравственные вопросы трак­туются не в отрыве от социальных, а в диалектической связи.

     Следует отметить публицистическую направленность произве­дения «Человек находит счастье», поднимающего тему истоков дружбы казахского и русского народов, общности их судеб. Пора­бощенная казахская и русская беднота вместе выступает против произвола эксплуататорского класса, порой эти выступления пере­ходили в открытые стачки. Писатель разоблачает степных воротил, которые сеяли национальную рознь, в то время как русские и ка­захские труженики стремились к дружбе, к социальной справед­ливости. В этом проявляются лучшие качества трудовых людей, не­зависимо от их национальной принадлежности.

Основные образы

     Автор рисует сцену мастерского исполнения Амре Кашаубаевым казахских народных песен, вызвавших всеобщее восхищение. С помощью точных слов, метких сравнений и метафор он оттеняет их национальный колорит. «Сила голоса певца на…[-->]

Стиль

     Стиль разбираемого произведения определяется эпическим по­вествованием, которое зачастую становится публицистически за­остренным, и авторскими отступлениями. Встречаются размышле­ния о поворотных моментах в жизни…[-->]

Истоки дружбы народов

     Наибольшей поэтической силы достиг Кузнецов, создавая образ Канадана, воплотившего в себе черты народного характера. Канадан — знаток бесчисленного множества сказок, песен, искус­ный кобызчи. Честность, доброта, любовь к…[-->]

Главный герой и сюжет

     В книге воспроизведена история детства, молодости, зрелости Садыка Ахметова и не схожих по характеру его сверстников. Чи­татель узнает, что, рано лишившись своих родителей, молодой Са­дык вынужден работать дворником,…[-->]

Обострение классовых противоречий

     В развитии сюжетных линий писатель изображает обострение классовых противоречий в ауле. Скупыми, но выразительными штрихами Снегин рисует людей из среды казахской бедноты. Так, Ораз — человек умный, душевный, многое испытавш…[-->]

Своеобразие стиля романа

     Своеобразие стиля романа «Крылья песни» заключается в том, что неспешное, спокойное повествование сочетается с эмоциональ­ным. Автор передает особенности фразеологических оборотов, инто­нации в речи действующих лиц. …[-->]