Рядовые люди

image

     Н. Анов показал и рядовых людей — русских солдат, еще не осознавших свою роль в движении общества. Запоминаются образ Прошкина, Пшеничникова, Демешина, Шапошникова и многих других, воплотивших в известной мере выносливость, стойкость, храбрость народа.

     Из женских образов наиболее колоритна фигура Любови За­харовны. Это образованная, тонко понимающая поэзию женщина. Ей присуща жажда прекрасного, возвышенного. Другая героиня «Ак-Мечети» — Лавинья — тоже сильная натура. Несмотря на все препятствия, она предпочла соединить свою судьбу с любимым че­ловеком, совершила смелый поступок.

     В романе «Ак-Мечеть» выведен казахский национальный ха­рактер. Это молодой джигит Ермек. Он с ненавистью относится к угнетателям типа Илекся Касымова, а также к кокандским захват­чикам. Родной отец Ермека ушел из жизни по вине Касымова. Кокандские властители всячески издевались над ним и его русским другом Демешиным. Дружба Ермска с Демешиным олицетворяет истоки дружбы казахов и русских. Они храбро сражались в бою.

     В «Ак-Мечети» показаны образы двух казахских акынов — Шарипа и Амира Батырбекова. Первый из них характеризует Пе­ровского как жестокого завоевателя. В его суждениях выражены настроения, чувства тех людей, которые придерживались кокандской ориентации. Иначе думает Амир Батырбеков. Он славит рус­ских людей и самого Перовского, причем употребляет меткие срав­нения: «…Русским людям славу пою: как солнце на небе — их ум… Перовский отважен, как барс. Как беркут, он видит всю степь».

     Зловещей выглядит фигура Илекся Касымова, степного султа­на и бая, который, как и кокандские ханы, беспощадно угнетал трудовых людей. У него не первом плане корыстные, эгоистические интересы.

     В «Ак-Мечети» с любовью нарисована картина казахских степ­ных просторов. Писатель живописует своеобразную красоту степ­ной природы, что нередко воспроизводится в ощущении и восприя­тии персонажей. Степные пейзажи, зарисовки как бы дают чело­веку ощущение свободы и красоты.

     Роман «Ак-Мечеть», как и Другие произведения писателя, на­писаны ясным, точным языком. Анов нередко прибегает к диалогу и монологу как литературным приемам, помогающим передать размышления, чувства, переживания действующих лиц. Например: “Как разобраться в этом запутанном клубке противоречий жиз­ни?”.

     Речевая характеристика персонажей — один из действенных способов художественной изобразительности. Так, для Касымова характерно употребление крылатых выражений: «Дружишь с хоро­шим человеком — достигнешь цели, дружишь с дурным — нажи­вешь срам»; «Отказ от своих слов — смерть для мужчины». Язык акынов Амира Батырбекова и Шарипа насыщен метафори­ческими сравнениями в стиле народной поэзии. В их речи ощущаются казахский ритм, интонация, умело переданные средствами русского языка. Выступление Шарипа на состязании с Батырбеко-вым недвусмысленно выражает настроения, эмоции тех людей, которые враждебно относились к походу русских войск. Таким об­разом, используя различные художественно-изобразительные сред­ства, Н. Анов успешно воплотил в своем романе историческую правду.

Истоки дружбы народов

     Наибольшей поэтической силы достиг Кузнецов, создавая образ Канадана, воплотившего в себе черты народного характера. Канадан — знаток бесчисленного множества сказок, песен, искус­ный кобызчи. Честность, доброта, любовь к…[-->]

Обострение классовых противоречий

     В развитии сюжетных линий писатель изображает обострение классовых противоречий в ауле. Скупыми, но выразительными штрихами Снегин рисует людей из среды казахской бедноты. Так, Ораз — человек умный, душевный, многое испытавш…[-->]

Литература первого послевоенного десятиления

     Интерес к героическому прошлому народов нашей страны, выразившийся в годы войны, сказался на развитии романного жан­ра. Поиск параллелей героизма, проявленного в борьбе с захват­чиками, для понимания его истоков прив…[-->]

Главный герой и сюжет

     В книге воспроизведена история детства, молодости, зрелости Садыка Ахметова и не схожих по характеру его сверстников. Чи­татель узнает, что, рано лишившись своих родителей, молодой Са­дык вынужден работать дворником,…[-->]

Стиль

     Стиль разбираемого произведения определяется эпическим по­вествованием, которое зачастую становится публицистически за­остренным, и авторскими отступлениями. Встречаются размышле­ния о поворотных моментах в жизни…[-->]

Роман Н. Анова «Крылья песни»

     В 1956 году вышел новый исторический роман Н. Анова «Крылья песни», переизданный в 1975 году без существенных изменений.      Писатель воспроизводит историческую обстановку середины 20-х годов нашего век…[-->]