Сборник «На вахте мира»

image

     Карагандинским шахтерам посвятил Н. Титов сборник «На вахте мира». В нем повторяются некоторые поэтические образы, ситуации, знакомые по прежним произведениям. Есть и новые сти­хи, которые передают напряжение и героизм трудовых будней, ти­пичные явления жизни карагандинских шахтеров послевоенного периода. Вместе с автором-рассказчиком мы спускаемся в забой, поэт приглашает читателя поприсутствовать на собрании, зайти на избирательный участок, в клуб. Автор рассказывает о дружбе рус­ского и казахского народа, о единстве целей горняков Караганды и Кузбасса. Некоторые стихи названы именами знатных людей, которых автор знал лично. Поэту близка внутренняя жизнь тех, кто его окружал.

     В изображении человека труда автор идет тем же путем, что и в сборнике «Огни пятилетки». Его герои — представители опре­деленной профессиональной группы. Они однотипны и по характе­рам и по языку. Можно говорить и о простой рифмовке, примитив­ности аллегорий, привести примеры легковесных по мысли и чувст­ву строк, риторичности, но риторичность стиха, например, обуслов­ливалась его общественным и нравственным назначением, идеей, которая живет в образах, в эмоциях, в используемом жизненном материале. Поэт заботился о злободневности, доходчивости, обще­доступности стиха.

     Труду посвятил книгу «Славлю труд» (1951) Ф. Моргун. И выбор темы, и художественное ее воплощение свидетельствуют об идейно-эстетической зрелости поэта, о соответствии его произ­ведений требованиям социалистического реализма.

     «Маршрут нам дан», который измеряется «борьбой, дерзаньем, мыслью и трудом», — так определяет поэт основное содержа­ние послевоенного десятилетия («Сталинский маршрут»). Народ выступает как творец общественного богатства: «Для великой це­ли великую энергию родит народ». Под руководством Коммунисти­ческой партии народ приступил к ликвидации последствий войны («Народ неугомонный»), его труд — «доблестный, упорный»; под­черкивается проявление массового героизма в труде («Урожай»).

     Поэт стремится показать «человека-массу», «общий гул», в котором отражаются черты класса или определенной профессио­нальной группы. Главное действующее лицо в его стихах — брига­да. «Спустилась в котлован бригада комсомольцев. Бетонною стеной усмирена вода» («От всего сердца»). На колхозном поле рабо­тает бригада, члены которой, зная «победную силу труда», «неде­лями недосыпали», «дрались за каждый живой стебелек», смело пошли «в наступление против жгучего степняка» и победили («На докладе в Академии»). Бригада как трудовой коллектив символи­зирует единство, сплоченность народа.

     В ряде стихотворений воспроизводятся трудовые ритмы. В са­мом трудовом процессе заключена поэзия, и лирический герой с наслаждением слушает музыку труда: «И стучит неистово мотор, посылая бур все глубже, глубже» («В пустыне»). Звено готовит­ся к выходу в поле: «Семена отбирает — зерно в зерно» («О вер­ности»); стихотворение отличает интонация одобрения, гордости.

Поэтическое творчество В. Гордиенко

     Основная черта молодого поколения в поэтическом творчестве В. Гордиенко — это зрелость, нашедшая выражение в дружбе от­цов и «мужающих детей». Готовность молодежи продолжать трудовые традиции 20—30-х годов убедительно по…[-->]

Поэтический образ зари

     В стихах появляется поэтический образ зари. «Заря за ок­ном» — радостным вестник мирного трудового дня. «Зорюют голу­би» — традиционный символ мирной жизни. И «край зорсвой», и «не спится солдату до зари». Радость жи…[-->]

Лирический герой

     Лирический герой послевоенной поэзии Казахстана обращает­ся к самой сути исторического периода — созидательному труду победившего в войне народа.      Мирный труд воспевают Л. Кривощеков, П. Богданов…[-->]

Поэзия

     Русские поэты Казахстана, как и прозаики, стремились осмыс­лить социалистическую эпоху, всесторонне показать человека пос­левоенных пятилеток. Единство проблематики, идейной направлен­ности многонациональной сове…[-->]

Сборник «Огни пятилетки»

     Сборник «Огни пятилетки» (1949) включает значительное число стихов, написанных в эти годы. Стихи отличаются жанровым многообразием. Они отражают чувство любви к Родине, к приро­де, к людям, полновластным хозяевам земли, …[-->]

Общественная жизнь конца 40-х—начала 50-х годов

     Общественная жизнь конца 40-х—начала 50-х годов определи­ла «эпический взрыв» в поэзии. Объективный взгляд на жизнь, отображение реальных картин внешнего мира, интерес к людям, событиям, фактам, социальные горизонты обще…[-->]