Сборник «Огни пятилетки»

image

     Сборник «Огни пятилетки» (1949) включает значительное число стихов, написанных в эти годы. Стихи отличаются жанровым многообразием. Они отражают чувство любви к Родине, к приро­де, к людям, полновластным хозяевам земли, ее недр.

     Название стихов «Дорога в Текели», «Балхаш», «Коунрад», «В Каратальской долине» и другие говорят о том, что поэт создает промышленный облик любимого края. Это поэтический рассказ о социалистических преобразованиях, запечатлевший новое, харак­терное в жизни республики, ее народа. Повествование от лица ав­тора имеет тенденцию к эпичности, к спокойному развертыванию сюжета.

     В повествовательной манере написаны стихотворения «Бал­хаш» и «Коунрад», единые по замыслу и по композиции. Старый акын поет о Балхаше и о Коунраде. Выразительно оживают кар­тины старой степи:

«И лишь пройдут верблюды, точно тени, в небыль.

И вновь молчат угрюмые пески».

     Картина прошлого контрастна с картинами современной дей­ствительности. Поет акын, а его песню прерывают незнакомые здесь ранее звуки, не просто звуки, а «раскаты, грохочущие… на рудниках». Это горняки подрывают медную руду. Подбором лекси­ческих средств поэт говорит о размахе, грандиозности преобразо­ваний, начатых в казахской степи в послевоенные годы.

     Проблема «народ и труд» рассматривается поэтом в единстве. Вырос новый поселок, поднялся рудник, протянулась новая желез­ная дорога, построена электростанция — все это определенные результаты труда всего народа. Сосредоточенность внимания на результатах труда показательна для лирики первых послевоенных лет. Каждое стихотворение — штрих, эпизод из многообразия творческих дел людей. Художественные приемы воплощения харак­тера у него только складываются. Большое место занимают эле­менты повествования, описания. У героев Н. Титова почти всегда есть прототипы.


Социальная активность

П. Кузнецов и Л. Кривощекова

     Для русских поэтов-казахстанцев характерны размышления о творческом опыте Лермонтова, Пушкина, Маяковского, Абая. Сти­хи, посвященные деятелям русской и казахской литературы, содер­жат общеизвестные биографические да…[-->]

Общественная жизнь конца 40-х—начала 50-х годов

     Общественная жизнь конца 40-х—начала 50-х годов определи­ла «эпический взрыв» в поэзии. Объективный взгляд на жизнь, отображение реальных картин внешнего мира, интерес к людям, событиям, фактам, социальные горизонты обще…[-->]

Стихи-размышления

     В стихах-размышлениях, раздумьях о будущем выразились мечты, тревоги, беспокойство о судьбе своего творчества, а глав­ное — о будущем Родины.      Стихи-раздумья проникнуты лирическими интонациями. Р…[-->]

Обращение к историческому прошлому Родины

     Обращение к историческому прошлому Родины характерно для всей советской поэзии. Героические традиции живут в лирике казахстанских поэтов послевоенного десятилетия. Период граждан­ской войны становится предметом поэтическ…[-->]

Мотив любви к Казахстану

     Мотив любви к Казахстану, как к составной части великой со­циалистической державы, является ведущим в русской послевоен­ной поэзии республики. «Пою мое Отечество, республику мою» — этим эпиграфом к сборнику «Родные к…[-->]

Жанровое и стилевое разнообразие

     Воспеванию дружбы народов Казахстана, солидарности с на­родами зарубежных стран посвятили свои произведения Д. Снегин, П. Богданов, А. Брагин, А. Лемберг, Р. Трофимов, Д. Рябуха и др. Прямо обращается к народам-братьям Д…[-->]