Стихи-размышления

image

     В стихах-размышлениях, раздумьях о будущем выразились мечты, тревоги, беспокойство о судьбе своего творчества, а глав­ное — о будущем Родины.

     Стихи-раздумья проникнуты лирическими интонациями. Раз­личные жанровые оттенки стихов-размышлений возникают в зави­симости от того, на каких композиционных деталях сосредоточено основное внимание поэта: на мыслях автора, на характере героя, на моментах внешнего портрета и т. д. В основе стихов поэтов-казахстанцев лежат драматические обстоятельства: эпизоды из био­графии самого поэта-фронтовика или эпизоды из жизни лириче­ского героя.

     Естественно, что стихотворения поэтов-фронтовиков адресова­ны конкретной, очень близкой аудитории: «Фронтовым друзьям на стройке мира», «Былых батальонов бойцам, командирам» и выра­жают сокровенные мысли самого поэта.

     Возвращаясь в родные края, еще в дороге лирической герой В. Гордиенко твердо решил: «Приложу я рабочие руки к необъят­ной отчизне своей» («Моя Родина»). Он избрал местом житель­ства Казахстан: «Мне в степи заботиться со всеми о садах, о паш­нях, о лесах» («В дальний путь»).

     Лирический герой Л. Кривощекова живет пока «мечтой кры­латой» (этот эпитет у поэта постоянный) — выращивать хлеб. Волны пшеницы в раздумьях поэта о будущем — это символ мир­ной жизни, «тепла человеческой вечной любви», чувство, как наи­более знакомое сердцу солдата («Знакомый агроном»). Созвуч­ные настроения в стихах С. Анисимова «Всходы на целине», «Пер­вая весна» и других. Лирический герой в пути, а ему уже слышится

«в степях над Иртышом-рекой

Хлеба шумят, хлеба кипят под свежим ветерком» («Кисет»).

     Размышления поэтов-фронтовиков о будущем страны имеют политический агитационный характер. Зачастую концовка стихо­творения-раздумья имеет форму страстного монолога оратора, кото­рый агитирует, убеждает, призывает: «Приезжайте к нам на цели­ну» (Л. Кривощеков).


Исключение, подтверждающее правило

Мотив любви к Казахстану

     Мотив любви к Казахстану, как к составной части великой со­циалистической державы, является ведущим в русской послевоен­ной поэзии республики. «Пою мое Отечество, республику мою» — этим эпиграфом к сборнику «Родные к…[-->]

П. Кузнецов и Л. Кривощекова

     Для русских поэтов-казахстанцев характерны размышления о творческом опыте Лермонтова, Пушкина, Маяковского, Абая. Сти­хи, посвященные деятелям русской и казахской литературы, содер­жат общеизвестные биографические да…[-->]

Поэзия

     Русские поэты Казахстана, как и прозаики, стремились осмыс­лить социалистическую эпоху, всесторонне показать человека пос­левоенных пятилеток. Единство проблематики, идейной направлен­ности многонациональной сове…[-->]

Поэма В. Копытина «Жакан»

     Дружба народов находит патетическое решение и в жанре «слова» («Слово о Казахстане», «Слово о пустыне» П. Богданова) и поэмы («Жакан» В. Копытина).      В «Слове о пустыне» — поэт показывает, как оживает…[-->]

Поэтический образ зари

     В стихах появляется поэтический образ зари. «Заря за ок­ном» — радостным вестник мирного трудового дня. «Зорюют голу­би» — традиционный символ мирной жизни. И «край зорсвой», и «не спится солдату до зари». Радость жи…[-->]

Сборник «Огни пятилетки»

     Сборник «Огни пятилетки» (1949) включает значительное число стихов, написанных в эти годы. Стихи отличаются жанровым многообразием. Они отражают чувство любви к Родине, к приро­де, к людям, полновластным хозяевам земли, …[-->]