Сюжет

image

     Большое место в сюжетной структуре книги «Человек находит счастье» занимает образ главного героя. Кузнецов, опираясь на жизненную правду, показал воздействие самых различных факто­ров на формирование характера и мироощущения юного Джамбу­ла, на развитие его природного таланта. В душе Джамбула живет стремление творить, и он хочет стать настоящим акыном. За этим стоит желание сделать людям что-то доброе. Он восстает в меру своих возможностей против всего несправедливого, унижающего достоинство человека. Его первая сатирическая песенка высмеива­ла невежественного муллу, применявшего телесные наказания. В воспитании юного Джамбула немалая роль принадлежала Улдан. Эта робкая, ласковая, умудренная жизнью женщина теплотой своего материнского сердца согревала его, помогала заниматься искусством.

     Велика роль старого акына Суюмбая в творческом росте юно­го Джамбула. Благословляя Джамбула на трудный, но верный путь, Суюмбай остроумно заметил: «домбра — лук, а песня — стрелы; ими пользуйся умело. Песня — совесть настоящего акына. Береги ее, наполняй ее сливками ума. Будь правдивым и смелым. Песни твои помогут народу, а дела твои служат примером для лю­дей!». Глубоко запало в душу Джамбула наставление Суюмбая.

     В движении сюжета судьба главного героя связана с бедня­ком Канаданом. Он был как бы отцом, наставником начинающего акына. Дружба Канадана и Федора убеждает молодого акына в том, что русские крестьяне-поселенцы, вопреки измышлениям муллы Боктыкота и бия Есхожи, друзья казахов. Это убеждение подкрепляется и тем, что русские и казахи вместе и работают, и дружат, вместе делят трудности.

     Читая страницы о скитаниях Джамбула по казахской степи, вспоминаешь скитания Алеши Пешкова, его «университеты». Юный Джамбул сочиняет сказки, мечтая о прекрасном сказочном мире. Многих жизненных явлений он еще не понимает. И Канадан ему разъясняет: «Мы в волчье время живем».

     Кузнецов проникает в духовный мир героя, передает его пере­живания, чувства и мысли. Например: «Почему отец не любит песню? Он всегда так зло обрывает ее, будто видит змею под нога­ми. Все ему не нравится, на всех кричит, никогда сердитые склад­ки не расправляются на его лице». И чем больше автор углубляется в анализ душевных переживаний своего главно­го героя, тем более зримо предстают картины исторической эпохи, мироощущения окружающих его людей.

     По мере возмужания Джамбула рос его талант, и он стано­вится творческой личностью. Его отличают способность наблюдать, изучать факты, явления, эстетически осмысливать их. В юном акы­не происходит перемена, будто крылья выросли за его спиной. Чувство робости уступает место решительности, смелости. Он начи­нает понимать, кто достоин воспевания — простые люди. Петь песни для народа в представлении Джамбула — значит делить с ним радости и горести, удовлетворять его духовные потребности, обличать алчных людей «белой кости». Об этом свидетельствуют, к примеру, следующие строки его песни:

Джамбулом я в родных краях зовусь!

Утешить песнями народ любимый рвусь.

Со смелым кличем «черной кости» «Карасай»

Я в смелой песне «белой кости» не страшусь!

     В отличие от акынов, воспевающих богатство и родословную «белой кости», Джамбул находит счастье в служении народу сво­им устно-поэтическим творчеством, идейно направленным, доступ­ным пониманию народных масс.

Основные образы

     Автор рисует сцену мастерского исполнения Амре Кашаубаевым казахских народных песен, вызвавших всеобщее восхищение. С помощью точных слов, метких сравнений и метафор он оттеняет их национальный колорит. «Сила голоса певца на…[-->]

Образ ученого Семенова

     П. Кузнецов воссоздал лаконичный, но яркий образ извест­ного русского ученого Семенова. Он предстает как гуманист, побор­ник справедливости, защитник интересов простых людей. Благода­ря смелому вмешательству Семе…[-->]

Рядовые люди

     Н. Анов показал и рядовых людей — русских солдат, еще не осознавших свою роль в движении общества. Запоминаются образ Прошкина, Пшеничникова, Демешина, Шапошникова и многих других, воплотивших в известной мере выносливость, …[-->]

Образы героев романа

     Образы главных героев романа нарисованы на основе прин­ципа историзма. Один из них — Оренбургский генерал-губерна­тор Перовский. Он предстает как преданная своим убеждениям и воинскому долгу, с противоречивым и сложн…[-->]

Книга А. Мухаревой «Садык»

     Книга А. Мухаревой «Садык» (1952) по жанру — публицисти­ческий роман. Публицистичность выступает как один из основных элементов стилевой манеры и как средство композиционной струк­туры. Глазное в авторском повествова…[-->]

Яркие образы казахов

     Большим достоинством романов «Человек находит счастье» и «Крылья песни» являются яркие образы казахов. Они раскрыва­ются многогранно, правдиво, обрисованы как цельные националь­ные характеры.     …[-->]