Сюжет

image

     Большое место в сюжетной структуре книги «Человек находит счастье» занимает образ главного героя. Кузнецов, опираясь на жизненную правду, показал воздействие самых различных факто­ров на формирование характера и мироощущения юного Джамбу­ла, на развитие его природного таланта. В душе Джамбула живет стремление творить, и он хочет стать настоящим акыном. За этим стоит желание сделать людям что-то доброе. Он восстает в меру своих возможностей против всего несправедливого, унижающего достоинство человека. Его первая сатирическая песенка высмеива­ла невежественного муллу, применявшего телесные наказания. В воспитании юного Джамбула немалая роль принадлежала Улдан. Эта робкая, ласковая, умудренная жизнью женщина теплотой своего материнского сердца согревала его, помогала заниматься искусством.

     Велика роль старого акына Суюмбая в творческом росте юно­го Джамбула. Благословляя Джамбула на трудный, но верный путь, Суюмбай остроумно заметил: «домбра — лук, а песня — стрелы; ими пользуйся умело. Песня — совесть настоящего акына. Береги ее, наполняй ее сливками ума. Будь правдивым и смелым. Песни твои помогут народу, а дела твои служат примером для лю­дей!». Глубоко запало в душу Джамбула наставление Суюмбая.

     В движении сюжета судьба главного героя связана с бедня­ком Канаданом. Он был как бы отцом, наставником начинающего акына. Дружба Канадана и Федора убеждает молодого акына в том, что русские крестьяне-поселенцы, вопреки измышлениям муллы Боктыкота и бия Есхожи, друзья казахов. Это убеждение подкрепляется и тем, что русские и казахи вместе и работают, и дружат, вместе делят трудности.

     Читая страницы о скитаниях Джамбула по казахской степи, вспоминаешь скитания Алеши Пешкова, его «университеты». Юный Джамбул сочиняет сказки, мечтая о прекрасном сказочном мире. Многих жизненных явлений он еще не понимает. И Канадан ему разъясняет: «Мы в волчье время живем».

     Кузнецов проникает в духовный мир героя, передает его пере­живания, чувства и мысли. Например: «Почему отец не любит песню? Он всегда так зло обрывает ее, будто видит змею под нога­ми. Все ему не нравится, на всех кричит, никогда сердитые склад­ки не расправляются на его лице». И чем больше автор углубляется в анализ душевных переживаний своего главно­го героя, тем более зримо предстают картины исторической эпохи, мироощущения окружающих его людей.

     По мере возмужания Джамбула рос его талант, и он стано­вится творческой личностью. Его отличают способность наблюдать, изучать факты, явления, эстетически осмысливать их. В юном акы­не происходит перемена, будто крылья выросли за его спиной. Чувство робости уступает место решительности, смелости. Он начи­нает понимать, кто достоин воспевания — простые люди. Петь песни для народа в представлении Джамбула — значит делить с ним радости и горести, удовлетворять его духовные потребности, обличать алчных людей «белой кости». Об этом свидетельствуют, к примеру, следующие строки его песни:

Джамбулом я в родных краях зовусь!

Утешить песнями народ любимый рвусь.

Со смелым кличем «черной кости» «Карасай»

Я в смелой песне «белой кости» не страшусь!

     В отличие от акынов, воспевающих богатство и родословную «белой кости», Джамбул находит счастье в служении народу сво­им устно-поэтическим творчеством, идейно направленным, доступ­ным пониманию народных масс.

Истоки дружбы народов

     Наибольшей поэтической силы достиг Кузнецов, создавая образ Канадана, воплотившего в себе черты народного характера. Канадан — знаток бесчисленного множества сказок, песен, искус­ный кобызчи. Честность, доброта, любовь к…[-->]

Основные образы

     Автор рисует сцену мастерского исполнения Амре Кашаубаевым казахских народных песен, вызвавших всеобщее восхищение. С помощью точных слов, метких сравнений и метафор он оттеняет их национальный колорит. «Сила голоса певца на…[-->]

Литература первого послевоенного десятиления

     Интерес к героическому прошлому народов нашей страны, выразившийся в годы войны, сказался на развитии романного жан­ра. Поиск параллелей героизма, проявленного в борьбе с захват­чиками, для понимания его истоков прив…[-->]

Обострение классовых противоречий

     В развитии сюжетных линий писатель изображает обострение классовых противоречий в ауле. Скупыми, но выразительными штрихами Снегин рисует людей из среды казахской бедноты. Так, Ораз — человек умный, душевный, многое испытавш…[-->]

Проблема нового человека

     Художественно разработана проблема нового человека, пред­ставителя трудовой казахской интеллигенции, в лице Токаша Бокина, одного из центральных героев романа, выходца из бедняцкой семьи, воспитанника Верненской гимназии…[-->]

Виноградов

     В книге Виноградов изображен как страстный пропагандист ленинских идей, призывающий к борьбе против царских чиновни­ков и баев, за свободу и справедливость: «Партия большевиков приведет все народы России к свободе и счас…[-->]