Талгат

image

     Талгат показан на фронте в динамике. Он рос не только как мастер военного искусства; здесь продолжалось формирование его как личности, его гражданское, политическое, духовно-нравствен­ное созревание. Закономерным стало вступление комсомольца в ряды ленинской партии. Во всем Талгат правдив, справедлив, чес­тен, требователен к себе. Он предстает перед нами как цельная во всех отношениях натура, как правильно сформированная нашей жизнью внутренне богатая и глубокая личность, как интернациона­лист и патриот Советской Отчизны. Страна высоко отметила воин­скую доблесть своего сына, дважды присвоив ему звание Героя Советского Союза.

     Авторы показывают героя своей повести на фоне его боевых соратников. Прежде всего это образ также широко известной ре­альной личности — дважды Героя Советского Союза Сергея Луган­ского. Это подчеркивает, что Талгат — не какая-то исключительная личность, а один из многих верных сынов нашей Родины, героиче­ски защищавших ее от посягательств врага.

     В послевоенной литературе военно-патриотическая, оборонно-воспитательная тема часто решалась как тема бдительности, осо­бенно при охране границ. Закономерно, что к ней обратился мно­го лет прослуживший на границе, затем ставший казахстанским писателем офицер-пограничник Сергей Мартьянов . В повести «Однажды на границе» он не просто рисует приключения на гра­нице, а затрагивает и существенные жизненные вопросы. В повес­ти немало обычных для погранично-приключенческих произведе­ний атрибутов, но они не приобретают самодовлеющего значения. Писатель правильно и убедительно развивает тему о внутренней готовности пограничников к достойному несению службы по охра­не рубежей страны, ставит это в диалектическую связь с политиче­ской подготовкой, нравственно-психологическим состоянием бой­цов, умелым их воспитанием.

     Повести с военной и оборонно-патриотической тематикой убе­дительно доказывают, что решающую роль в поведении человека при защите Родины, при охране ее границ, в опасной, подчас смер­тельной ситуации играют в первую очередь высокие морально-по­литические качества советских людей, воспитанных в духе совет­ского патриотизма и интернационализма.

     Несомненным достижением литературы является ее способ­ность раскрывать в трагических, опасных обстоятельствах не рас­пад личности, а наоборот, еще большее ее укрепление, совершен­ствование, моральную стойкость — качества, подготовленные ком­мунистическим воспитанием, советским образом жизни. Эстетиче­ским завоеванием литературы является то, что она поднимает об­разы тех или иных реальных людей или действительные события (нередко исключительные) до уровня типического, воплощающего характерное, существенное, глубинное для советского человека, для нашей жизни.


Печать порока

Повесть «Точка опоры»

     Отдельных писателей привлекла история колхозного строя. В 1952 году Василий Ванюшин публикует повесть «Точка опоры» о создании первых коллективных хозяйств. В ней параллельно ри­суются две разные по своей социальной сущн…[-->]

Новый вариант повести

     Новый вариант повести «На дальних подступах» завершают слова не названного по имени генерала: «Здесь, на дальних под­ступах к Берлину, мы начинаем бой на полный разгром гитлеров­ской армии». Д. Снегин пишет новую пов…[-->]

Жанр биографической повести

     Военная повесть в первое послевоенное десятилетие в русской казахстанской литературе была представлена не только произведе­ниями, созданными на основе собственного жизненного опыта пи­сателя, как у Д. Снегина, но и в…[-->]

Повесть

     В новую полосу своего развития вступила русская повесть Казахстана. Широко в ней представлены произведения о войне. Тему войны разрабатывали и опытные художники, и начавшие писать во время войны молодые литераторы, и многие …[-->]

Повесть «На дальних подступах»

     Д. Снегин и соответственно рассказчик в повести «На дальних подступах» в изображаемый отрезок времени прошли путь от ко­мандира батареи до командира артиллерийского дивизиона. И в пределах этих подразделений автор доволь…[-->]

Повести о детях войны

     Появились в тот период произведения о детях, по-разному со­прикоснувшихся с войной. Особенно распространенной была тема необходимости и благотворности душевной ласки к этим психиче­ски легко ранимым маленьким людям, …[-->]