Талгат

image

     Талгат показан на фронте в динамике. Он рос не только как мастер военного искусства; здесь продолжалось формирование его как личности, его гражданское, политическое, духовно-нравствен­ное созревание. Закономерным стало вступление комсомольца в ряды ленинской партии. Во всем Талгат правдив, справедлив, чес­тен, требователен к себе. Он предстает перед нами как цельная во всех отношениях натура, как правильно сформированная нашей жизнью внутренне богатая и глубокая личность, как интернациона­лист и патриот Советской Отчизны. Страна высоко отметила воин­скую доблесть своего сына, дважды присвоив ему звание Героя Советского Союза.

     Авторы показывают героя своей повести на фоне его боевых соратников. Прежде всего это образ также широко известной ре­альной личности — дважды Героя Советского Союза Сергея Луган­ского. Это подчеркивает, что Талгат — не какая-то исключительная личность, а один из многих верных сынов нашей Родины, героиче­ски защищавших ее от посягательств врага.

     В послевоенной литературе военно-патриотическая, оборонно-воспитательная тема часто решалась как тема бдительности, осо­бенно при охране границ. Закономерно, что к ней обратился мно­го лет прослуживший на границе, затем ставший казахстанским писателем офицер-пограничник Сергей Мартьянов . В повести «Однажды на границе» он не просто рисует приключения на гра­нице, а затрагивает и существенные жизненные вопросы. В повес­ти немало обычных для погранично-приключенческих произведе­ний атрибутов, но они не приобретают самодовлеющего значения. Писатель правильно и убедительно развивает тему о внутренней готовности пограничников к достойному несению службы по охра­не рубежей страны, ставит это в диалектическую связь с политиче­ской подготовкой, нравственно-психологическим состоянием бой­цов, умелым их воспитанием.

     Повести с военной и оборонно-патриотической тематикой убе­дительно доказывают, что решающую роль в поведении человека при защите Родины, при охране ее границ, в опасной, подчас смер­тельной ситуации играют в первую очередь высокие морально-по­литические качества советских людей, воспитанных в духе совет­ского патриотизма и интернационализма.

     Несомненным достижением литературы является ее способ­ность раскрывать в трагических, опасных обстоятельствах не рас­пад личности, а наоборот, еще большее ее укрепление, совершен­ствование, моральную стойкость — качества, подготовленные ком­мунистическим воспитанием, советским образом жизни. Эстетиче­ским завоеванием литературы является то, что она поднимает об­разы тех или иных реальных людей или действительные события (нередко исключительные) до уровня типического, воплощающего характерное, существенное, глубинное для советского человека, для нашей жизни.


Печать порока

Комиссар Скоробогат-Лисовский

     Комиссар Скоробогат-Лисовский в повести Д. Снегина «На дальних подступах» является душой полка. Он всюду успевает побывать, всегда в курсе всех дел, постоянно оптимистически наст­роен, умеет ободрить воинов хорошим слово…[-->]

Повесть

     В новую полосу своего развития вступила русская повесть Казахстана. Широко в ней представлены произведения о войне. Тему войны разрабатывали и опытные художники, и начавшие писать во время войны молодые литераторы, и многие …[-->]

Повесть «На дальних подступах»

     Д. Снегин и соответственно рассказчик в повести «На дальних подступах» в изображаемый отрезок времени прошли путь от ко­мандира батареи до командира артиллерийского дивизиона. И в пределах этих подразделений автор доволь…[-->]

Повесть «Точка опоры»

     Отдельных писателей привлекла история колхозного строя. В 1952 году Василий Ванюшин публикует повесть «Точка опоры» о создании первых коллективных хозяйств. В ней параллельно ри­суются две разные по своей социальной сущн…[-->]

Итоги

     В передовой статье «Задачи писателей Казахстана» альмана­ха «Казахстан» справедливо подчеркивалось, что «где бы ни был русский литератор, он обязан, как подлинный советский писатель, создавать полноценные художественные …[-->]

Высокие духовно-нравственные качества героев

     Писатель показал высокие духовно-нравственные качества своих героев. Ему важно не только то, что совершил тот или иной герой, но и как он это сделал. Цыганок даже не допускает мысли, что его поступок является героическим. Он…[-->]