Высокие духовно-нравственные качества героев

image

     Писатель показал высокие духовно-нравственные качества своих героев. Ему важно не только то, что совершил тот или иной герой, но и как он это сделал. Цыганок даже не допускает мысли, что его поступок является героическим. Он просто делал то, что нужно в данный момент в этих обстоятельствах и что, по его убеж­дению, должен был сделать на его месте каждый. Это и есть истин­ный героизм. Другой случай. Когда переводчица Женя Земцова со­вершила героический поступок на вражеской территории и доста­вила ценные сведения, генерал Панфилов сказал: «Люди, люди какие у нас! Подумать, такую опасную работу сделала простая девушка, вчерашняя студентка, и как сделала? Без крика о само­пожертвовании, скромно, буднично даже».

     Талантливый молодой поэт Абдулла Джумагалиев мог бы внести вклад в общенародное дело своим пером, однако он доби­вается назначения его пулеметчиком, чтобы самому уничтожать врага оружием, до конца постичь жестокую правду войны. «Я хо­чу, — говорит он в повести, — так писать глубоко, как глубок сам народ. И это право я должен завоевать здесь». Уничтожив из своего пулемета наседавших на него врагов, он не успел вы­браться из горящего сарая и погиб. Но его дело и подвиг будут долго жить в сердцах людей, служить примером воинской доблести. В те трудные дни он горячо верил в победу. Незадолго до своей героической гибели он читал своим друзьям стихи:

Ночи в зареве горьком, в громе яростном дни,

И шумят за пригорком не березы — огни.

Я от горя темнею, но познают» враги —

Дружбы, юности нашей не сожгут и они.

     Д. Снегин убеждает, что война не опустошила души советских людей. Наоборот, защита социалистического Отечества определи­ла взлет их патриотических и гражданских чувств. Социально, нравственно и психологически плодотворной представляется прохо­дящая через всю повесть мысль о том, что защита Советской Ро­дины — это хотя и смертельно опасный, невероятно тяжелый, но и возвышающий человека труд. Писатель показывает, что в наших людях и на фронте живет труженик, творец, созидатель, а не вар­вар и разрушитель, что фронтовик живет, сражается с мечтой о мирном труде.

     Автор повести испытывает чувство гордости от того, что ему довелось воевать именно в Панфиловской дивизии. Образ прослав­ленного генерала И. В. Панфилова проходит через всю книгу. Это достойный гражданин своего социалистического Отечества, умелый и любящий своих подчиненных командир, горячий патриот, доб­рый, душевный человек. Он постоянно стремится пробудить в лю­дях активность, самостоятельность в решении задач, понимание того, что главное — дух бойцов, их морально-психологическое состоя­ние, убежденность в правоте нашего дела.


Интерес к инженерному творчеству

Итоги

     В передовой статье «Задачи писателей Казахстана» альмана­ха «Казахстан» справедливо подчеркивалось, что «где бы ни был русский литератор, он обязан, как подлинный советский писатель, создавать полноценные художественные …[-->]

Повести о детях войны

     Появились в тот период произведения о детях, по-разному со­прикоснувшихся с войной. Особенно распространенной была тема необходимости и благотворности душевной ласки к этим психиче­ски легко ранимым маленьким людям, …[-->]

Талгат

     Талгат показан на фронте в динамике. Он рос не только как мастер военного искусства; здесь продолжалось формирование его как личности, его гражданское, политическое, духовно-нравствен­ное созревание. Закономерным стало в…[-->]

Новый вариант повести

     Новый вариант повести «На дальних подступах» завершают слова не названного по имени генерала: «Здесь, на дальних под­ступах к Берлину, мы начинаем бой на полный разгром гитлеров­ской армии». Д. Снегин пишет новую пов…[-->]

Жанр биографической повести

     Военная повесть в первое послевоенное десятилетие в русской казахстанской литературе была представлена не только произведе­ниями, созданными на основе собственного жизненного опыта пи­сателя, как у Д. Снегина, но и в…[-->]

Повесть

     В новую полосу своего развития вступила русская повесть Казахстана. Широко в ней представлены произведения о войне. Тему войны разрабатывали и опытные художники, и начавшие писать во время войны молодые литераторы, и многие …[-->]