Жанр биографической повести

image

     Военная повесть в первое послевоенное десятилетие в русской казахстанской литературе была представлена не только произведе­ниями, созданными на основе собственного жизненного опыта пи­сателя, как у Д. Снегина, но и в жанре биографической повести на документальной основе, какой является книга С. Бакбергенова и П. Коляго «Талгат».

     Жанр биографической повести о героических защитниках Ро­дины в советской литературе занял важное место; он позволил правдиво и глубоко показать советского человека на войне, рас-, крыть нравственные и социально-политические истоки подвига на­рода. Большой любовью у читателя пользуются такие книги, как «Чайка» Н. Бирюкова, «Александр Матросов» П. Журбы, «Повесть о сыне» Е. Кошевой и многие другие.

     Повесть «Талгат» строится на развертывании жизненного, главным образом боевого, пути реального лица — Талгата Бегель­динова. Опираясь на документальный материал, авторы вместе с тем прибегают к творческой фантазии, определенным домыслам, основанным на хорошем знании отображаемого.

     Жизненный путь центрального персонажа прослеживается с детских лет, молодости, когда в нем формировались такие качества советского человека, как глубокая убежденность в правоте нашего дела, любовь к Советской Родине, духовно-нравственная стойкость. Эти качества углубляются в нем во время учебы в военном учили­ще, затем и при защите Отчизны. О его необыкновенной, но основанной на точном расчете смелости говорит такой, например, эпизод: для разведки состояния противовоздушной обороны Бер­лина он низко пролетел над городом, сфотографировал и запомнил все, что нужно. По нему не стреляли только потому, что не могли поверить в возможность полета над городом одного-единственного самолета противника.


Ученый редкого дарования

Повесть «Точка опоры»

     Отдельных писателей привлекла история колхозного строя. В 1952 году Василий Ванюшин публикует повесть «Точка опоры» о создании первых коллективных хозяйств. В ней параллельно ри­суются две разные по своей социальной сущн…[-->]

Высокие духовно-нравственные качества героев

     Писатель показал высокие духовно-нравственные качества своих героев. Ему важно не только то, что совершил тот или иной герой, но и как он это сделал. Цыганок даже не допускает мысли, что его поступок является героическим. Он…[-->]

Комиссар Скоробогат-Лисовский

     Комиссар Скоробогат-Лисовский в повести Д. Снегина «На дальних подступах» является душой полка. Он всюду успевает побывать, всегда в курсе всех дел, постоянно оптимистически наст­роен, умеет ободрить воинов хорошим слово…[-->]

Талгат

     Талгат показан на фронте в динамике. Он рос не только как мастер военного искусства; здесь продолжалось формирование его как личности, его гражданское, политическое, духовно-нравствен­ное созревание. Закономерным стало в…[-->]

Гали Нуржанов

     Вчерашний фронтовик Гали Нуржанов выступает против при­знаков некоторой расслабленности после одержанной над фашис­тами победы. «В нашем коллективе есть демобилизационные наст­роения: отвоевались, мол, теперь и о…[-->]

Новый вариант повести

     Новый вариант повести «На дальних подступах» завершают слова не названного по имени генерала: «Здесь, на дальних под­ступах к Берлину, мы начинаем бой на полный разгром гитлеров­ской армии». Д. Снегин пишет новую пов…[-->]